Большая Тёрка / Мысли /
живая библиотека, Культура, общество
22 октября 2011 года с 12:00 до 18:00 в конференц‑зале Новосибирской Государственной Областной Научной Библиотеки откроется «Живая Библиотека», в которой книги — это живые люди со своими уникальными историями, сюжетами, полными приключений, драмы, любви, мечтаний, а иногда и кошмаров.
Целью «Живой Библиотеки» является развитие гуманного общества, где люди должны осознавать тот факт, что они различаются по своим профессиям, статусам, вероисповеданиям, сексуальной ориентации. На мероприятии эти люди могут найти общий язык с другими и получить ответы на вопросы, которые не нашли в бумажных книгах.
Книги представляют различные группы нашего общества, в отношении которых существует предвзятое мышление, стереотипы, дискриминация или социальная изоляция.
В качестве «живых книг» в этот раз выступят: иммигрант, бездомный, бывший заключённый, бывший наркозависимый, ветеран боевых действий, ВИЧ‑инфицированный человек, американец, священник, депутат, путешественник.
Методология проекта поддержана Советом Европы. Аналогичные библиотеки успешно работают в Норвегии, Финляндии, Чехии, Швеции, Исландии, Португалии, Великобритании, США, Польше, Венгрии и многих других странах.
Желающие участвовать в мероприятии в качестве читателя, могут оформить свой читательский билет здесь.
Желающие принять участие в качестве «живой книги», могут заполнить эту анкету.
Одетые в форму 16 (или около того) пехотинцев и военнослужащих армии США должны придти на Уолл-стрит, чтобы защитить протестующих от полицейского произвола. «Мы все давали присягу служить и охранять конституцию этой страны. Это мы и будем делать», написал пользователь популярной сети Reddit под ником ‘theenemywasme’, призвав всех ветеранов присоединяться к нему.
Солдаты армии США и морские пехотинцы сегодня вылетают в разные места страны, чтобы поддержать и защитить движение протестующих:
Сегодня вечером я отправляюсь туда в своей униформе. Пока что, 15 других моих товарищей по службе должны будут меня встретить, и они также все будут в форме.
Я хочу направить это послание Уолл-стрит и Конгрессу:
Я не воевал за Уолл-стрит. Я воевал за Америку. Теперь очередь Конгресса.
Я очень хочу верить, что мы, как ветераны, сможем действовать в качестве первой линии обороны между полицией и протестующими. Если они захотят добраться до протестующих, сначала им придётся разобраться с нами, морпехами. Посмотрим, как полицейским удастся справиться с ветеранами боевых действий.
Извиняюсь за ошибки. Пишу с телефона, пока лечу в Нью-Йорк. Когда мы там окажемся, то сможем организоваться. Это у нас получается лучше всего. Если видите кого-нибудь в униформе – собирайтесь вместе.
Распределение пройдёт сегодня в 10 вечера. Мы все принимали присягу поддерживать, хранить и защищать присягу этой страны.
Это мы и будем делать.
Когда наши политики без зазрения совести публично заявили, что корпорации это и есть народ, американцы были потрясены. К счастью, морпехи и военные на подходе, что даёт новое значение выражению «Морпехи идут, морпехи!».
Я стоял у киоска с мороженым и выбирал между шоколадно‑ореховым «Магнатом» и эскимо, когда подошла сухонькая старушка, лет семидесяти пяти, с белыми руками в синих прожилках вен и аккуратно повязаным на голове цветным платком. Она стала разглядывать витрину со свойственной старикам медлительностью, внимательно вглядываясь в каждую картинку холодной сладости. Иногда она покачивала головой, иногда — кивала сама себе, что‑то бормоча под нос. Наконец, её взгляд остановился в самом низу витрины, где располагались ценники на самые дешёвые порции мороженого. Она запустила руку в карман, достала связанный в несколько узелков носовой платок и неспешно с осторожностью стала разворачивать его, пока на самом дне не обнаружилось несколько мелких монеток. Она, подслеповато щурясь, вгляделась в цену на витрине и, тыкая пальцем в каждую монетку, начала считать нужную сумму. Когда, она пересчитала их все, то ещё некоторое время стояла, словно в чём‑то сомневаясь. А затем, решительно тряхнув головой, старушка обратилась через маленькое окошко киоска к продавщице в больших очках, читающую книжку. Продавщица пересчитала высыпанную перед ней мелочь и недовольно буркнула:
- 50 копеек не хватает.
Старушка помяла в руках пустой носовой платок, словно надеясь нащупать там остатки мелочи, а затем вздохнула, облизнула сухие губы, и трясущейся ладонью забрала мелочь обратно, аккуратно складывая монетку за монеткой обратно в платок.
- Постойте, бабушка! — сказал я как‑то вдруг, протягивая ей мелочь. — Возьмите 50 копеек, купите себе мороженого!
- Я не нищенка, милостыню принимать! — зло и раздражённо ответила она, гордо подняв подбородок. Дрожащей рукой засунула носовой платочек в карман и заковыляла прочь.
А я подумал, что нашем старикам действительно не нужна милостыня. Им очень нужна наша помощь и помощь нашего государства в обеспечении счастливой старости.
Чувствую себя, как будто кто‑то перышком внутри водит, как‑будто у меня как‑то вдруг и неожиданно случился день рождение и вот‑вот начну открывать подарки, всё внутри дружит от нетерпения и возбуждения. Вот‑вот что‑то будет, что‑то случится :)
Как я понимаю и ощущаю всей своей душой и телом слова Антонио Негри:
«Всякий раз, когда я надеваю пассамонтану, я ощущаю жар пролетарского сообщества. Всякий акт разрушения и саботажа отзывается во мне как голос классовой общности. Возможный риск меня не тревожит. Я ощущаю лихорадочное возбуждение, как если бы ждал встречи с любовницей»
Что может быть лучше веры в то, что общими усилиями мы уже при нашей жизни сможем достичь Утопии — мечты о сильном и могучем государстве с высокой культурой, где у каждого есть хороший завтрак, никто не голодает, люди не боятся болезней и старости, живут и трудятся с достоинством, а не как рабы.
Только такая идея достойна стать национальной.
Топливный кризис в стране‑экспортёре нефти выглядит абсурдно.
АКЦИЯ ПРОТЕСТА ПРОТИВ НЕРЕАЛЬНЫХ ЦЕН НА БЕНЗИН
Пятница, 7 октября
16:00 Для тех, кто на автомобилях (подробности в личку)
19:00 Для тех, кто пешком, митинг протеста на площади перед ГПНТБ
Однажды к нам в гости пришёл Мистер Картошка и попросил сварить из него суп.
- А у нас кастрюли и печи нет! — ответили мы.
Тогда вздохнул Мистер Картошка и пошёл дальше. Идёт он, идёт, а на встречу ему — заяц.
- Привет, косой! — говорит Мистер Картошка. — А свари из меня суп?
- А у меня ни кастрюли, ни печи нет! — отвечает заяц.
Опять разочарованно вздохнул Мистер Картошка и пошёл дальше. Идёт он себе, идёт, а навстречу ему — медведь.
- Привет, Михаил Потапыч! — говорит Мистер Картошка. — А свари‑ка из меня суп!
- Ох‑хо, — почесал медведь в затылке. — А у меня ни кастрюли, ни печи нет.
И снова грустно вздохнул Мистер Картошка и побрёл себе дальше. Идёт, идёт, а навстречу ему — лиса.
- Привет, лисичка! — говорит Мистер Картошка. — А свари из меня суп?
- А у меня кастрюли‑то и нет! — говорит лиса. — Зато у меня есть сковородка, давай я тебя пожарю!
И пожарила лиса Мистера Картошку с грибочками‑лисичками и со сметаной. И пригласила к себе на ужин и меня, и зайца, и медведя, да всё и уплели за обе щёки. Велела взять с собой и вам передать, да я всё по дороге съел.
Сегодня на встрече с заместителем министра по культуре бла-бла-бла, бла-бла-бла…
Встретились и обсудили предложенную нами концепцию развития «НовосибирскВидеоПрокат».
Предложенная концепция развития позиционирует предприятие «НовосибирскВидеоПрокат», как комплекс учреждений, в которых можно увидеть альтернативное кино – арт-хаус, экспериментальное, документальное, фестивальное кино. Здесь же будут реализовываться творческие эксперименты молодёжи Новосибирской области. Именно поэтому в программе будет представлено экспериментальное и программное кино молодых новосибирских режиссёров. Таким образом, мы создаём стартовую площадку, аккумулирующую творческий потенциал молодёжи на создание и развитие кинематографа в Новосибирской области.
Основные принципы, на которых должно действовать предприятие – это государственный контроль за движением финансовых средств и ценовой политикой, цены на киносеанс должны быть доступны для малообеспеченных социальных групп, в том числе таких, как студенты и пенсионеры. Для поощрения развития молодёжных кинорежиссёрских работ планируются выделяться государственные гранты.
Задача государства в нашей концепции – управление зданиями, инфраструктурой и оборудованием «НовосибирскВидеоПроката», их модернизация, а также развитие кинофонда в соответствии с государственными целями культурного развития. Далее предлагается сформировать на государственной инфраструктуре распространённой модели тематических киноклубов, оформленных, как некоммерческие организации, которые вносят разнообразие в основной репертуар и формируют молодёжное сообщество кинолюбителей и кинорежиссёров. Это даёт возможность многим киноклубам, которые на сегодняшний день вынуждены ютиться по помещениям кафе и баров, выйти оттуда и реализовать себя на хорошей технической платформе с государственной поддержкой.
Проблему финансирования модернизации технического оборудования предложено решить за счёт сборов с коммерческого сектора, развивающего потребительскую культуру: торгово-развлекательных центров и коммерческих кинотеатров.
В беседе возникли два вопроса, которые я вижу в качестве возможных проблем. Во-первых, вопрос с финансированием проекта. Введение дополнительного сбора на развитие культуры с коммерческого сектора – сложный и трудоёмкий процесс, которым стоит заняться, но это вопрос не одного месяца, требующий серьёзной и кропотливой работы. В качестве альтернативы, со стороны заместителя министра культуры было предложено создание государственного фонда, куда привлекаются средства от тогоже коммерческого сектора. Но это означает, что бизнес несомненно станет влияющей силой на принятие решений и вполне возможно в итоге добьётся превращения государственного предприятия в какое-нибудь ОАО. Второй проблемой является инициатива партии «Единая Россия», называемая «киноклуб». Этот проект федерального масштаба, на который, как обычно, партия берёт деньги из государственного бюджета и называет этот проект «своим». Но это не проблема. Проблема в том, что вполне возможно, помещения и время, предназначенные для независимых киноклубов, на самом деле отойдут жёсткой контролируемой партийной структуре, финансируемой из Центра. А местные киноклубы, и творческие коллективы, так и останутся ютиться по кафе и барам, оставленные сами себе.
Впрочем, это лишь два проблемных вопроса. Следующая встреча пройдёт на следующей же неделе там же, в Министерстве культуры, где уже будет обсуждаться собранный из различных предложений вариант концепции развития «НовосибирскВидеоПрокат». Далее нами будет проведён круглый стол с поддержкой СМИ для широкого общественного обсуждения выработанной концепции.
Когда в далёком детстве я однажды на недолгий срок стал Королём Мира (политическая должность, слава Богу уже доступная в восьмилетнем возрасте), то я, будучи весьма умным ребёнком, быстро сосредоточил в своих руках всю политическую власть и объявил, что последующие выборы отменяются, а должность Короля Мира остаётся навсегда за мной и моими потомками.
Я помню глубокие политические дискуссии того времени и вызовы, которые кидали мне оппоненты: «Это нечестно!» и «Ты не можешь так делать!». Однако, все мои оправдания сводились к одному: «Я Король Мира и могу поступать так, как я захочу!»
А последующие дебаты включали неприятные для меня сюрпризы, в виде кулаков, палок и камней. Даже милая зелёноглазая шестилетка Олечка к концу дебатов торжествующе сидела на моей спине и помогала связывать руки за спиной поверженному предводителю, утверждая права свои и своих единомышленников.
Учитывая реально низкий рейтинг Владимира Путина и его «Единой России» среди населения и грозящие в будущем году потрясения экономики и, как следствия, государственного бюджета, нашему Президенту Страны следует подумать о том, что те дети, как и я, как и миллионы других, выросли и достигли избирательного возраста.
И теперь лишь вопрос в том, кто бросит первым камень.
Америка как бы намекает, что модель капиталистического рынка устойчива к кризисам и никогда не развалится.
На видео отряд вооруженной полиции “очищает помещение” университета от студентов, протестующих против коммерциализации Калифорнийского университета в США.
Карл Маркс жил в эпоху промышленной революции и видел наглядно к чему приводят технологические изменения. Когда хозяин цеха увольняет 50% рабочих, вместо них ставит станок и тем самым увеличивает объём производства, превращая его в мануфактуру, - его богатство увеличивается, в то время как рабочие остаются без работы.
Поэтому Маркс предположил, что рост производительности (то, что мы наблюдаем - внедрение станков, затем автоматизация ручной работы со станками, затем информатизация и на текущий момент - этап роботизации) приводит к росту богатства в обществе, но, поскольку средства производства (то есть станки, автоматы, роботы и т.д.) принадлежат собственникам, то и продукт принадлежит им.
То есть, с ростом производительности - повышается рост богатства общества. Но это богатство накопляется лишь теми, кому принадлежат средства производства, в то время, как остальные только нищают.
Простой пример с двумя путями развития общества. Представим недалёкое будущее, где работу будут выполнять роботы. Вроде бы - мечта человечества, когда всю работу будут делать за них.
Но! Если средства производства, принадлежат частным лицам, а не обществу, то и продукт принадлежит им. Таким образом, с ростом производительности растёт социальный разрыв. Потому что теперь для создания богатства по большому счёту нужен только лишь капитал, который способен приобрести средства производства. А остальная часть общества вынуждена оставаться в нищете.
Тогда Маркс говорит: при условии, что средства производства станут общественной собственностью, мы сможем построить общество, где от каждого по способностям, а каждому - по потребностям, то есть - коммунизм.
В ином случае, мы получим социальный кризис и революцию в результате огромного социального расслоения между капиталистами и рабочими.
Если связывать рост производительности со временем рабочего, то выходит следующая ситуация: с ростом производительности, время, затраченное на производство сокращается. То есть, рабочему, который раннее работал 12 часов, теперь для производства того же продукта можно работать и 8 часов. Однако же, владелец предприятия, оставляет это рабочее время (читай излишек) себе, тем самым приходя к тому, что мы и называем "эксплуатацией".
То есть в капиталистическом обществе стремление владельца - это повышение собственной прибыли через оптимизацию производства (автоматизация, сокращение излишнего персонала), в то время как в социалистическом обществе это стремление выражено в распределении этого излишка по всем рабочим.
Далее, говоря об эксплуатации, мы говорим, что накопленный в деньгах излишек капиталист инвестирует, заставляя работать вместо себя - капитал, опять же в расчёте на прибыль, направляя инвестиции в выгодные области, исходя из процентной ставки: строительство, интернет-стартапы и т.д.
Тем самым, мы приходим к одному из утверждений защитников свободного рынка об эффективности их экономической модели: экономический рост в их модели более высок за счёт эффективного использования инвестиций.
В социалистическом обществе, если всё разделить поровну между гражданами, условно говоря, то все деньги уйдут на потребление, а не на образование новых предприятий, что, соответственно, ведёт к товарному дефициту.
Поэтому, как вариант, это аккумуляция средств через государственное налогообложение (прогрессивный налог на богатство и налог на наследование), чтобы формировать государственные фонды, направленные на развитие госпредприятий. Однако, и здесь мы сталкиваемся с отсутствием мотивации, поскольку государственный чиновник, незаинтересованный в прибыли, не станет так пристально оценивать вложения государственных, а не своих, денежных средств.
Таким образом, следует признать, что социалистическая экономика имеет меньший потенциал роста, нежели капиталистическая.
Однако, тут мы можем возразить, что экономический рост - не есть самоцель государственного развития. В настоящий момент оценка экономического роста идёт через ВВП, то есть общий уровень доходов (а значит и расходов) населения. Как распределяются внутри населения эти доходы - не является ключевым показателем.
Если изменить основу государственной экономической политики, поставив в качестве приоритета точку зрения Михаила Булгакова, что благосостояние государства следует оценивать по благосостоянию самого нищего из граждан этого государства, то это и будет завершающей точкой в формировании социалистического экономического курса.