На рынке новосибирского PR в последнее время творится редкостная кловунада, я уже об этом писал. О вновь
восставшей теме противостояния производителей воды уже писали до меня, а я сдерживался. Но тут мне в руки попались такие материалы, что грех пройти мимо. Итак, хроника событий реинкарнации темы.
Сначала депутат, ветеран-технолог и ректор, прости Господи, Академии по связям с общественностью
kozodoy_dep созвал пресс-конференцию, большинство присутствующих на которой составляли студенты этой самой Академии. Она была заявлена с такой вот будоражаей и одновременно леденящей кровь темой - "Кто заказал Чистую воду". Не буду вдаваться в в подробности ее, скажу только, что, обвиняя всех противников Чистой воды в "использовании коммуникационных технологий", Козодой сам применял методы вырывания из контекста и тому подобные вещи. Причем, что характерно, ситуацию он начал рассматривть уже с ответных действий "Росинки", о материал с наездами на которую упомянеув лишь очень и очень вскользь. Анализом его было повторение того, что и так все могли прочитать в прессе. Дальше следовал потрясающий по глубине вывод - "Кто-то заказал "Чистую воду".
Весь его анализ ситуации можно сравнить с исследованием Великой Отечественной войны, который бы начали, например, с битвы под Прохоровкой, десяти сталинских ударов по врагу, высадки в Нормандии и т.д. И дальше задать вопрос - "Кто заказал Германию и Гитлера?" Просто потрясающе, вам не кажется? Про это же сказал и Алексей
mazur17 в своем
материале. Ну да Бог бы и с ним, но меня насторожило то, что на прессухе был телек. Всем известно, что новосибирское телевидение, за исключением вотчины
kellery и
zajygalkina, бесплатно на информповоды, связанные с упоминанием коммерческих структур, не приезжает. В расценках на услуги Видео Интернешнлс я тоже малость разбираюсь. Т.е., капвложения в паблисити были нормальные такие. Однако я подумал, что Виктор Козодой просто занялся самопиаром в свете грядущих вступительных экзаменов (хочется платных студентов) и выборов в горсовет (хочется кресла и бюджетов). Желание вполне нормальное, хотя эффект от акции под сомнением. Но упоминания - они и в Африке упоминания.
Но дальше пошли какие-то странности, которые наталкивали на мысль, что это только первый слой. Сегодня в простигосподи "Метрогазете" появился материал о том же самом, написанный весьма топорненько и, что характерно, без подписи. У других материалов в газете подписи были. Кстати, на пресс-конференции сам Козодой говорил, что "был один материал против Чистой воды без подписи, а это значит - явная заказуха". О этом сегодня опять же
упомянул и Алексей
mazur17. Дальше до меня дошли слухи, что Никифор Ляпис-Козодой пытался всучить своего Гаврилу в облике "Чистой воды" в "Ведомости" с "Коммерсом". И финалом, ради которого все это и писалось, было то, что одна персона (мы не выдаем информаторов) прислала мне текст, с позволения сказать, интервью с Виктором Козодоем, которое, видимо, предполагалось для размещения на НГС (просто в файле в начале написано НГС), но пока нигде не размещено. Стиль очень похож на тот, что был в материале "Метро", а райтер даже название сайта Сибирьфорума написал неправильно - Сибирьфирум точка ру.
Во всех материалах сквозит простая, как мычание, мысль - эксперт-пиарщик Виктор Козодой явно настаивает, что кто-то заказал "Чистую воду", и вскользь, что следала это "Росинка". Очень смешное заявление, конечно. Напомню, что у "Чистой воды" 90 процентов рынка в Нске, и они входят в тройку крупнейших производителей по России. Т.е. данное заявление звучит так же, как, например, "Шоколадка" заказала "Марс". Которое наталкивает на две версии. Либо Виктор Козодой действительно решил капитально вложиться в свой имидж эксперта и не поскупился проплатить не только прессуху и телек, но и ряд СМИ. Тогда это смешно - затраты очень велики, а эффект довольно неоднозначен. Либо "Чистая вода" и правда дала Виктору Козодую денег на отбеливание имиджа. Тогда это еще смешнее - "Чистая вода", объебавшись с одним подрядчиком, теперь объебывается с другим, который за счет клиента лихо занимается самопеаром. Кстати, меня, наверное, тоже можно обвинить в использовании коммуникационных технологий - я умею говорить и печатать, и пишу теперь об этом в ЖЖ.
Ну а теперь - собственно, слитый материал, читайте и наслаждайтесь.
НГС
Кто мутил воду? И был ли заказ?
Была ли репутационная война на рынке бутилированной воды в Новосибирске? Кто выиграл и кто проиграл?
На несколько месяцев растянулась скандальная история, связанная с участниками рынка бутилированной воды в Новосибирске. В конфликте были затронуты интересы производителей – лидера рынка Компании Чистая вода и компании «Росинка». Многие новосибирские СМИ приняли участие в освещении сложившейся ситуации. Комментировали конфликт и многие специалисты. Буря утихла, но «осадок, как говорят, остался». Вот этому сухому остатку и была посвящена пресс-конференция ректора Сибирской Академии управления и массовых коммуникаций, кандидата исторических наук, депутата Совета депутатов города Новосибирска Виктора Козодоя. Виктор Иванович, зачем мы возвращаемся к этой теме? Ведь вроде все устаканилось. Конфликт исчерпан. Это вам кажется, что здесь нет темы для разговора. Почему тогда сегодня полный зал журналистов и пиарщиков? Почему об этом конфликте помнят? Потому что такое случилось в Новосибирске в первый раз. И в первый раз мы увидели два противоборствующих лагеря, нет не производителей, а тех, кто пишет про производителей и тех, кто их хвалит, точнее пиарит клиента за деньги. И нам как специалистам в этой области, ведь наша Академия и создавалась для того, чтобы научить будущих специалистов вопросам коммуникации, стало интересно посмотреть на эту ситуацию глазами аналитиков, глазами тех, кто создает при помощи PR-инструментов подобные конфликты. Мы провели анализ СМИ, посвященных этой ситуации, и пришли к любопытнейшим выводам. Подробно можете посмотреть у нас на сайте www.sibfirum.ru Мы проанализировали хронологию развития конфликта. Прослеживая его от начала и до последней публикации можно заметить тенденцию – что кто-то умно дирижировал ситуацией. То есть утверждение журналистов, которое прозвучало на пресс-конференции, что эта проблема была высосана из пальца, неверное. Это был хорошо срежиссированный повод столкнуть лбами пиарщиков и журналистов, чтобы на этой волне сделать на фоне лидера рынка, а именно Компании Чистая вода более узнаваемой другую компанию, в данном случае «Росинку».
То есть налицо использование коммуникационных технологий? Чья-то «добрая» воля? Выводы делайте сами. Нас в Академии интересовало, как развивались события, кто первый начал, кто что сказал и почему. Как случилось так, что в один момент десяток СМИ дружно забило тревогу о качестве бутилированной воды? Заметьте, нападки начались на менее известную компанию, то есть на «Росинку». Одновременно вышло несколько публикаций в различных СМИ. Ее директор бодро вступил в борьбу за честь и достоинство. Лидер рынка, в данном случае ООО «Компания Чистая вода» только раз выступила с открытым письмом. Затем начались митинги в защиту вырубаемого леса, на территории которого Компания Чистая вода планировала строить новый цех по розливу воды. Мы можем предположить, сколько стоит организация митинга или демонстрации трудящихся. Бесплатно сегодня на такие акты протеста никто не ходит, это же не секрет. Затем подключились другие источники, помогающие манипулировать общественным мнением. В итоге к концу схватки мы имели явный перевес положительных мнений в сторону более слабой фирмы – производителя. Как вы думаете, возможно ли это без умного продюсера? Конечно, нет. Я еще раз хочу подчеркнуть – такая вот война – это для нас как case study, это термин профессиональных пиарщиков, то есть поучительный пример, как можно создать информационный повод на пустом месте. И кто его создал, сами производители или журналисты, или пиарщики – это уже не важно. Это пример манипулирования общественным мнением. Мы обязательно возьмем его для обучения наших студентов методологии влияния на общественные массы. Противопоставить пиарщиков и журналистов – до этого тоже надо было додуматься. Но ход очень хороший. И только, проведя кропотливую аналитическую работу, мы можем утверждать, что заказчик был и его заказ был направлен на уменьшение влияния лидера, то есть Компании Чистая вода и за счет выплеснутого через СМИ негатива укрепления своих позиций на данном рынке.
Можем ли мы сделать вывод, что мы вступаем во времена информационных и конкурентных войн, в которых все средства хороши? И человеческий фактор, как это хорошо написано у Бегбедера в его «99 франках», учитывается лишь при подсчете купленного товара? Как бы я сейчас хотел сказать о гуманности, о человеческих ценностях, но, увы… Сегодняшнее время нам диктует свои правила. Выигрывает тот, кто более профессионально делает свою работу. В нашем случае, кто владеет информацией и использует ее в своих целях. Сегодняшняя цель любого предпринимателя - продвижение и продажа того или иного товара. Какой инструментарий при этом будет использован, традиционные формы, типа наружки, размещения рекламы на телевидении, или при помощи привлеченных иностранных экспертов, при помощи PR или партизанского маркетинга – это уже вопрос десятый. Сегодняшний успешный предприниматель должен знать, что есть масса методов, которым можно обучить. Для этого мы и создавали нашу Сибирскую академию управления и массовых коммуникаций. Мы же в тайге только для иностранцев живем. Последний конфликт показал, что спокойной жизни уже не получится. Назвался капиталистом, живи по капиталистическим законам.
А в этом конфликте вы чью-то сторону принимаете? Нет. Я вам дал объективную информацию. Выводы делайте сами. Мы всего лишь проанализировали ситуацию, разложили ее по полочкам. И показали, что ее можно спрогнозировать. Если, конечно, умеешь.
Сибирская Академия управления и массовых коммуникаций
(институт)
630123, Новосибирск, ул. Лебедевского, 1
тел. (383) 204 51 51 e-mail:saumk@mail.ru
www.saumk.ru