Большая Тёрка / Мысли / Личная лента leksus /
В разгар скандала с «Победой», когда бортпроводники не позволили пассажирам самовольно менять места, я писал, что купил билет на тот самый рейс Милан — Москва, который благополучно состоялся 26 августа 2016 года, и обещал подробно рассказать, как выжить в мягких объятиях российского лоукоста.
Итак, вы покупаете авиабилет, потому что наверняка порадовались низким ценам. Сейчас на этом
...направлении «Победа» оказывается дешевле европейских лоукостеров, предлагающих пересадочные тарифы. Первое, на что вы обращаете внимание — предложение о выборе места для пассажиров. Вы физически не можете пройти мимо окна по выбору места, но выбор будет платным. За обычное место попросят 149 рублей с человека, за место в начале салона — 349 рублей, за места с дополнительным пространством для ног — 999 рублей (подробные тарифы). Понятно, что не каждый может решиться потратить такую серьезную сумму, поэтому вы можете отложить это решение до лучших времен.
Второе, о чем вас спросит сайт авиакомпании — багаж и ручная кладь. Традиционно лоукостеры экономят на том, что запрещают сдавать багаж и предлагают бесплатно одно место ручной клади. В «Победе» всё наоборот. Вы можете сдать одно место в багаж (до 10 кг), но не можете взять ничего в салон, кроме дамской сумочки, портфеля, ноутбука, детского питания и подобных штук, которые подробно описаны на сайте. Все дополнительные сумки и чемоданы оплачиваются отдельно.
На всякий случай, в первом же письме с авиабилетом, пассажиру пишут о том, что он купил и что может провезти. В моем билете написано, что примерно ничего, и пересаживаться мне нельзя (я и не собирался, т.к. оплатил два места рядом на третьем ряду салона).
После этого, вам приходит два письма с напоминанием. Первое за сутки, а второе в тот же день за несколько часов с заголовком «Пора ехать в аэропорт!». Такого я, честно говоря, раньше не встречал.
В письме, которое приходит за сутки, вам пишут о дополнительных услугах, которые можно было бы приобрести: багаж, ручная кладь, выбор места, приоритетный показ, VIP-зал и, что может быть полезно, трансфер до аэропорта (брать не рекомендую, автобусы от центрального вокзала Милана в Бергамо идут каждые полчаса за 5 евро).
В письме, которое приходит за несколько часов, рекомендуется еще раз проверить свой багаж и взять питание для ребенка, потому что на борту компания предлагает только воду. К слову, многих (как и меня) удивляет, что «Победа» не продает ничего на борту. Нам это кажется странным, потому что европейцы неплохо зарабатывают на питании и сувенирах. В интервью гендиректора выяснилось, что все не так просто:
Чтобы начать торговлю на борту, надо закупить кассовые аппараты, завести кассовую книгу, посадить кассира, обеспечить инкассирование выручки, снимать отчеты с кассовых аппаратов. Кассовые аппараты надо хранить, то есть должен быть кладовщик в режиме 24/7, соответственно нужно пять кладовщиков. Еще кассир плюс бухгалтер, который будет это все обсчитывать. Одновременно мы должны в каждом аэропорте выгружать все товары вне зависимости от того, что их уже досмотрели в порту вылета. Сегодня деятельность по продаже любых товаров на борту нерентабельна. Либо булочка будет стоить сопоставимо с тарифом на билет.
Итак, мы купили билет и оплатили только выбор места, потому что изначально решили лететь с чемоданами cabin size и уложиться в 10кг. Условия путешествия на яхте позволяют экономить место, потому что особо ничего не нужно, если честно. Приехали в аэропорт Бергамо (50 минут от вокзала Милана, столько же, сколько до более дорогих Мальпенса и Линате) и приготовились к карам, которые описывали пассажиры.
Подошли к стойке регистрации, где уже не было людей, которые (вероятно) приехали в аэропорт раньше нас. Минут за пять прошли регистрацию и сдали багаж, к которому никто не придирался (но мы уложились в 10кг). С собой на посадке у нас было: женская сумка у девушки; бутылка воды, киндл, толстовка у меня. Без проблем вошли в самолет, заняли свои места и долетели до Москвы. Спинки кресел не откидываются, но места для ног было достаточно (мой рост — 193 см). У детей в салоне были мягкие игрушки, которые спокойно пронесли на борт, никто ничего не отбирал (слышал я и такие страшилки).
В самолете ничего не предлагали из еды и напитков, но воду приносили всем желающим и, как я понял, разогревали еду тем, кто принес её с собой. В целом бортпроводники были очень вежливыми, а самолет чистым и новым.
Теперь о грустном! К сожалению, самым главным раздражающим фактором в полете (и после него) являются пассажиры. Конечно же, несмотря на шум, нашлось много людей, которые пожалели 149 рублей и злая система раскидала их по салону. Одна из таких раскиданных оказалась рядом со мной, около иллюминатора.
Началось с её попыток поменяться местами, но мы специально сели около прохода. Потом она начала коммуникацию с соседями, которые поделились своим горем: «У меня тоже сзади ребенок один сидит», — сокрушался отец семейства. Затем женщина взяла кузовок с едой и вышла со своего места. Мы выпустили, подождали и пропустили обратно. Следующий «выход в люди» женщина начала с легкого шантажа: «Вы уверены, что не хотите поменяться? У меня муж сидит в другой части салона, я буду часто вставать». Получив отказ во второй раз, женщина встала и пошла торговаться с другими пассажирами.
Итогом обмена стал «ребенок», который «скучал» в задней части салона, которого посадили на место женщины. Ребенком оказалась девушка лет 15-17, у которой, кажется, последней была мысль о том, что она сидит далеко от родителей. Она моментально надела наушники на голову и ни разу не поговорила с родителями.
Авиакомпания, видимо, действительно пытается ускорить процесс посадки и выхода из салона, поэтому героически подгоняет два трапа. Но, конечно, все стоят на вход в переднюю часть, а потом идут через весь салон. Интересная тяга к носу наблюдалась и в полете. В хвостовой части самолета у нашего «Боинга» было два туалета, которые весь полет были свободны. В носовой — один туалет, постоянно занятый, к которому непрерывно стояла очередь. Мы сходили в хвост, туалет работал, поэтому его непопулярность осталась загадкой.
Ну и получение багажа, которое свойственно для всех авиакомпаний, и «Победа» ту не исключение. Известно, что чемодан, который не был снят с ленты в первые десять секунд, отправляется обратно в порт отправления. Шутка. Но многие в нее верят. Иначе ничем не объяснить желание как можно ближе подойти к ленте, чтобы мешать всем остальным. Про торжественное вставание после приземления я вообще молчу. «Победа» всегда заказывает трап и автобус, никакой надежды на телетрап нет. Ручной клади у пассажиров тоже нет! Но пассажиры любят встать поскорее в проходе, чтобы первыми зайти в автобус, чтобы, разумеется, оказаться в конце и выйти последними.
Для меня решение понятное. Если есть возможность лететь «Аэрофлотом», я полечу им. Но в ситуации, когда разница в 2-3 раза, вполне можно купить билет «Победы», заплатить 999 рублей за место с около аварийного выхода и оплатить место багажа (999 рублей). А желающим получать лакшери сервис я порекомендую покупать бизнес-класс того же Аэрофлота, а еще лучше — летать самолетами РЖД.
Оригинал опубликован в блоге feoc.ru