Большая Тёрка / Мысли / Личная лента lordglyk /
ложь, финансы, В мире, Сказка, кредит, намёк
- Сколько, говорите?
Услышав цену, король заметно поскучнел. Названная сумма равнялась двум третям годового бюджета его королевства.
- Но сегодня вам деньги не понадобятся, — обронил заводчик.
Это было что-то новенькое. Король заинтересовался.
- А поподробнее?
И без того высокий заводчик будто вырос ещё на две ладони.
- С этого года мы предоставляем нашим клиентам систему выгодного кредитования. Товар вы получаете сегодня, а деньги начинаете вносить только через три месяца. Мы предлагаем гибкую систему выплат, распределённую на срок до двадцати лет.
Король нахмурился.
- В чём подвох?
- Подвох, если можно его так назвать, в том, что начисляется процент. То есть итоговая сумма будет выше той, которую вы заплатили бы сегодня. Но — через двадцать лет и малыми суммами, а не сразу и существенный транш. Мы понимаем, что даже самым успешным и богатым клиентам, вроде вас, удобнее необременительно распределить сумму во времени. Интересно ли вам наше предложение?
Король почувствовал себя окрылённым, но виду решил не показывать.
- Сразу тяжело решить, необходимо собрать Королевский Совет...
Он тут же обругал себя последними словами за нелепую отговорку — пришёл сюда, чтобы никого не спросясь заплатить гигантскую сумму, а теперь что-то мямлит про Совет! Впрочем, огромная сумма за дракона была в рамках Традиции, и вся знать его бы поддержала. А с этим, как выразился заводчик, "выгодным кредитованием" непонятно и непривычно. Хотя слово "выгодным" грело душу. Казалось, оно обрело собственную жизнь, настойчиво колотясь в сознании короля, чуть ли не крича: "Соглашайся скорее!" Надо было соглашаться, но следовало выяснить некоторые скользкие моменты.
- Двадцать лет — огромный срок. Скажу откровенно, случиться может всякое — завоевание, разорение, неурожай. На неурожай я бы даже поставил свою голову — он происходит каждые три-четыре года. И ничего с ним не сделаешь. Одним словом, если заплатить не будет возможности?
Заводчик ободряюще улыбнулся.
- Это не ваша проблема. Это проблема — наша. У нас есть особые гарантии.
Король почувствовал себя неуютно. Ему вспомнились рассказы о временах, когда заводчики с их товаром только появились. К тому моменту сложилась опасная ситуация. Традиция требовала от принцев совершать подвиги, прежде чем жениться на принцессе. Самым ходовым было убийство дракона. А с Традициями не спорят — в Сказочной земле на них всё держится. Говорили, что благодарить за возникновение конкретно этой следовало некого Сказочного балбеса — то ли Сигурда, то ли Зигфрида. В общем, история имени подлеца, который подставил всех принцев под удар, не сохранила.
Смертность среди наследников была высокой. А ведь по необъяснимому закону Сказочной земли, у королевских семей могло быть либо три сын (грандиозная, небывалая удача), либо только один. В общем, река Голубой Крови стремительно мелела и, того и гляди, обещала превратиться в тоненький ручеёк, а затем и вовсе иссякнуть. Особенно пугало то, что в королевствах, где наследник отправился на подвиг и не вернулся, а старые монархи умерли, узурпаторы на троне держались недолго — находился какой-нибудь выскочка из простолюдинов, который стремительно набирал соратников и свергал узурпатора (человека из приличной, надо заметить, семьи).
Сначала шёпотом, а потом и в полный голос стали поговаривать о том, что скоро монархов не останется совсем. Обеспокоенная Голубая Кровь стала обсуждать возможность отмены самоубийственной Традиции — к каким бы последствиям это ни привело. Но тут появились люди, которые предложили простой и изящный выход.
Дракона, как и любую тварь, можно разводить. А затем вырвать у неё зубы, подпилить когти, удалить огненную железу и посадить на цепь. Принц убивает тварь. Подвиг засчитывается. Свадьба. Все счастливы. Одно смущало умы Голубой Крови — цена вопроса. Драконы, которых предлагали заводчики, были ужасно дороги. Но за своё будущее и будущее детей приходилось платить. Бывали случаи, когда с заводчиками расплачивались фальшивым золотом, и выходило это себе дороже — внукам умножадных монархов доставались драконы с неудалёнными огненными железами. От этой мысли короля передёрнуло.
- Особые гарантии. Понимаю, — мрачно сказал он.
Заводчик замахал руками.
- Нет-нет, никакого насилия! Эти прискорбные страницы Межкоролевского драконьего товарищества остались в прошлом. Наши особые гарантии в том, что мы делаем сотрудничество с нами выгодным! Товарищество будет всеми силами способствовать тому, чтобы вы и ваши потомки получали больше золота со своих земель! Ведь это и в наших интересах тоже! Среди прочего в число особых гарантий входят предложения по новым схемам налогооблажения, которые вы и ваши дети можете реализовать в своём королевстве. К примеру, свадебный налог.
- Но такой уже есть! — возразил король.
Ему показалось, что земля уходит из-под ног. Оставалось только цепляться за всё, что попадается под руку.
- Конечно же, вы правы! Но мы предлагаем ввести улучшенную версию свадебного налога, включив в него виноградный сбор. Ведь тело дракона крестьяне расчленяют и закапывают на королевских землях, чтобы лучше рос виноград. Так почему же король ничего с этого не получает, кроме винограда и вина?!
Король заметил, что согласно кивает. Действительно — почему? Но была какая-то мысль, которая не давала ему согласиться сразу.
- Вы, как мудрый монарх, думаете, вероятно, что отберёте у крестьян последнее, и они рискуют умереть от голода. Но! И это самое ценное в нашем предложении! Мы нижайше просим Ваше Величество разрешить нам сделать доступными простолюдинам специальные крестьянские кредиты. Не хватает денег, чтобы нанять батрака или выплатить налоги в казну? Они берут деньги у нас и отдают их вам. А вы досрочно погашаете свой долг за дракона! И становитесь ещё богаче. Наше предложение — это большее пространство для налогового манёвра! Изобретайте новые налоги! Теперь у крестьян всегда есть деньги! Но знаете, что самое выгодное для вас в нашем предложении?
- Что? — машинально спросил ошарашенный король, который был уже не здесь, в тёмной пещере заводчика, а в тронном зале, притом трон его стоял на горе золота, высоту которой ограничивал только потолок. "А не убрать ли потолок?" Мысль показалась до того заманчивой, что дальше король практически не слушал.
- Получая серьёзные деньги, крестьяне научатся планировать свои расходы, и получат ценную возможность открыть собственное дело. Это неминуемо повлечёт за собой развитие ремёсел в вашем королевстве, начнёт активно развиваться торговля. То есть опять же — деньги. Но если крестьянин разорился? Не беда! Он пойдёт к своему более успешному соседу — наёмным работником. А тот купит его землю. И вся земля перейдёт в руки эффективных собственников. Таким образом качественный человеческий материал закономерно обогатится, а менее качественный — станет фундаментом этого богатства. А это означает ещё больше золота в казну! Для себя мы просим только право советовать Вашему Величеству, какой налог ввести, а какой повысить. И если вас устраивают наши условия, то поставьте печать здесь, здесь и здесь.
Король с высоты воображаемой горы золота величественно кивнул и, не читая, поставил королевскую печать.
Позже, когда он со свитой и условно бесплатным ящером ехал в замок, ему в голову пришла недобрая мысль, что быть должным тому, у кого есть свирепые драконы — это опрометчиво и страшно. Но созерцание виноградников и работающих там крестьян, которые в скором времени обогатятся сами и сказочно обогатят Его Величество, успокоило монарха. В конце концов у него был дракон для свадьбы дочери! И это главное.
А о будущем пусть думают дети или ещё лучше — внуки.
(с) asfrolov