долгий поиск моделей привёл к тому, что Иисусом стал один из певчих церковного хора.
Работа остановилась на несколько лет, так как не мог найти модель для Иуды.
Кардинал матерился, фреску в соборе давно пора уже было закончить.
...художник увидел валявшегося в сточной канаве человека(в средневековых городах сточная канава выполняла роль канализации с городскими нечистотами)
— молодого, но преждевременно одряхлевшего, грязного, пьяного и оборванного.
Бомжа доставили прямо в собор. С большим трудом его поставили на ноги. Он толком не понимал, что происходит, а Леонардо в это время рисовал на холсте греховность, себялюбие, злочестие, которыми дышало его лицо.
Когда он окончил работу, нищий, который к этому времени немного протрезвел, открыл глаза, увидел перед собой полотно и закричал в испуге и тоске: — Я уже видел эту картину раньше! — Когда? — недоуменно спросил Леонардо. — Три года назад, еще до того, как я все потерял. В ту пору, когда я пел в хоре и жизнь моя была полна мечтаний, какой‑то художник написал с меня Христа.
В 1500 г. вода залила картину и испортила стену.
В 1652 г. была пробита дверь в стене под ликом Спасителя, уничтожившая ноги этой фигуры.
В 1796 г., после перехода французов через Альпы,
Наполеон отдал строгое предписание пощадить фреску, но следовавшие за ним генералы, не обращая внимания на его приказ, превратили это место в конюшню, а впоследствии в складочное место для сена.