Большая Тёрка / Мысли / katehon / «Утомленные солнцем‑2» стали самым дорогим кинопровалом в России
Русский бунт, жалкий и безвредный
День народного единства следовало бы отмечать не 4 ноября (дата эта по-прежнему ничего не говорит народу, да и изганные из Кремля поляки внезапно вновь оказались братьями-славянами), а 22 апреля - день выхода в прокат Великого Фильма, когда это народное единство возникло не по указке сверху, а само собой, самым естественным образом. Я не припомню другого случая столь всеобщего единения. Левые и правые, либералы и патриоты, верующие и атеисты - все сплотились против Великого Режиссера. Вызвать одинаковую реакцию у Гоблина и "Эха Москвы" - это надо суметь. Михалков сумел.
Причем дело явно не в художественных достоинствах фильма. Просто дрянной фильм не вызывает такую бурю негативных эмоций. Никто ведь не приходит в ярость от фильмов Уве Болла, например. Дело даже не в идеологическом посыле михалковской нетленки - она парадоксальным образом раздражает даже тех людей, которым вроде бы должна быть близка. Ан нет. Почему же?
В современной России практически невозможно выразить публичный гражданский протест. Можно громить и клеймить систему в своей жежешке или газетке тиражом полтора экземпляра, но и только. Несанкционированные шествия (а они все несанкционированные) разгоняются - в столицах помягче, в провинции без лишних церемоний. Выборы - ага... Суды - два раза ага... Даже сраные синие ведерки - ниизя. Не раскачивайте лодку, пусть тонет как тонет.
И тут вдруг на простор речной волны выплывает само воплощение системы. Обласканный властью режиссер, сын обласканного властью трижды гимнописца. Дворянин, чьи предки пороли ваших предков на конюшне. Казенный православный, которого лучше не бить по правой щеке. Личный друг национального лидера. Барин. Каждый узнает в нем родное, до боли знакомое. Он делит и осваивает наши налоги, он бьет ботинком по лицу беззащитного человека, он трогательно заботится о потомстве, он не милиционер, не врач и не пожарный, но ездит на машине с мигалкой. Личный Его Императорского Величества Режиссер "Мохнатый Шмель".
Народ нехорошо напрягся. Будь ты хоть монархист, хоть троцкист, хоть трижды охранительский охранитель с личным куратором и на постоянном жаловании, а почки как-то сами собой начинают ныть.
А барин - он не просто так, барин восемь лет подряд был занят делом государственной важности. Снимал официальный фильм про Великую Войну. Новой России нужны свои "Унесенные ветром". Под это выделили $55 000 000 государственных денег - самый большой бюджет в истории российского кино. Фильм получил высочайшее одобрение обоих дуумвиров, лично посещавших съемочную площадку. Фильм ещё до выхода на экран был объявлен великим. Фильм хотели показать 9 мая на Красной Площади. "Единая Россия" нашла его расовым, православным и патриотическим. Комдив Котэ таращился срущими глазами с каждой стены. По ОРТ велели бежать в кинотеатры.
Реакция была неожиданной. Народ взбунтовался! Народ увидел в этом уникальную, первую и последнюю возможность выказать неповиновение, и возможность эту не упустил. Никакого риска, никаких усилий, а результат очевиден, мгновенен и скрыть его невозможно. Это вам не выборы и не суд в Москве с Лужковым. Единственный случай, когда для протеста нужно было просто остаться дома. Остались все. Спущенное из "верхних эшелонов" говно сперва разгромили и высмеяли в прессе и интернете, а затем брезгливо проигнорировали в кинозалах. Жрите сами! За коммерческим провалом "Утомленных" наблюдали как за гибелью вторгшейся в страну вражеской армии, катастрофические отчеты о сборах читали как фронтовые сводки. Власть явно дала понять, что фильм ей угоден и смотреть его надо, а в ответ получила: "Иди в жопу, барин! Задолбал!"
Такое вот маленькое апрельское восстание.
http://yakobinets.livejournal.com/36686.html