Что-то меня в последнее время потянуло на теологические посты. Прошу извинить меня тех, кому они неинтересны. Пролистывайте.
Я бы хотел уточнить свое отношение по вопросам "сект", чтобы все были в курсе. Да и некоторым товарищам тоже не мешало бы понять суть вопроса.
Далее
В христианстве существуют четыре направления.
1. Католицизм, чьим представителем является Римско-Католическая Церковь. Это наиболее древнее из всех организованных направлений христианства и единственное из всех религиозных сообществ, которое признанно всеми государствами и международными организациями в качестве юридического лица с международным статусом.
2. Православие. Образовалось в результате раскола в 1054 году, по сути члены православных церквей были отлучены от Римско-Католической церкви, о чем им была вручена соответствующая отлучительная грамота. Наиболее известный нам представитель - Российская Православная Церковь.
3. Дальневосточнные церкви. По сути, дальневосточные церкви - это более ранний вариант развития событий с православной церковью, поскольку ситуация похожая, только произошла она в 451 г. Одним из представителей дальневосточных церквей, к примеру, является Армянская Апостольская Церковь.
4. Протестантизм. Родоначальником протестантизма является немецкий христианский теолог Мартин Лютер. Сегодня наиболее старшим из всех представителей протестантизма является лютеранская церковь. Кроме лютеранской церкви существует англиканская церковь, баптисты, кальвинисты, пятидесятники, харизматы и прочие. Именно протестантизм чаще всего подвергается критике и считается сектантством.
Я бы хотел заметить, что в протестантизме секстанства не более, чем в католической или православной церкви. Если мы будем говорить об официальном признании, то необходимо заметить, как я уже упоминал, что православную церковь также можно заклеймить, как большую секту.
С другой стороны не совсем понятно, почему в протестантизме столь много направлений и как их различать. Ведь действительно, есть опасные тоталитарные секты, которые приводят к гибели своих последователей.
Начнем с разнообразия. Несмотря на то, что римско-католическая церковь является единой организацией, ситуация в составляющих ее субъектах весьма похожа на протестантизм. Я говорю о различных монашенских орденах, которые по факту ставят во главу угла различные догмы: францисканцы, доминиканцы, иезуиты и прочие. В протестантских церквях ситуация абсолютна та же, за исключением того, что каждый субъект (к примеру, баптистская церковь или пятидесятники) является самостоятельным без центрального управления.
В этом отношении я выступаю на стороне католической церкви, поскольку церковь должна быть единым образованием, чтобы предотвращать развитие опасных сект и исключать явные противоречия друг с другом. То есть, если бы у протестантизма был единый совет, в который входят представители каждой деноминации, который определяет список протестантских церквей и предупреждает о появлении потенциально опасных сект, то это бы несравнимо подняло престиж церкви.
Для определения христианской церкви я рекомендую использовать апостольский символ веры, который звучит следующим образом:
"Верую в Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли, и в Иисуса Христа, Единого Его Сына, Господа нашего, Который был зачат от Духа Святого, родился от Девы Марии, страдал при Понтии Пилате, был распят, умер и погребен, сошел в ад, в третий день воскрес из мертвых, взошел на небеса, сидит одесную Бога Отца Всемогущего, оттуда придет судить живых и мертвых. Верую в Духа Святого, Святую Вселенскую Церковь, святых общение, оставление грехов, воскресение плоти, жизнь вечную. Аминь".
Если в чем-то из этих догматов вы находите различие с тем, кто проповедует - вы вполне вправе сомневаться, что перед вами представитель христианства. Различие может быть не только в изменении символа веры, или его сокращения, но также и в добавлении новых идей. Например, в Церкви Иисуса Христа Святых Последних Дней, члены которой более известны как мормоны, считают новым пророком Джозефа Смита и его Книгу Мормона и обязательным для члена церкви - принятие доктрин, изложенных в этой книге. Таким образом, мормонов мы отнесем к нехристианской секте.
Если говорить об акцентах деятельности различных церквей, то для католичества характерна роль международной организации, которая активно участвует в мировых процессах.
Папа Иоанн Павел II особо отметил этот тезис в обращении к католикам-представителям университетского сообщества: "Христианин не может ограничиться простым анализом исторических процессов, пассивным отношением, - как будто он не может в них вмешаться, как будто он ведом слепой и безличной силой".
Это высказывание, как нельзя лучше выражает позицию католической церкви.
Похожую позицию занимает и православная церковь, но ее деятельность во многом ограничена исторической территорией и отсутствием должного юридического статуса. Если католическая церковь по сути является независимым международным субъектом, то православная церковь является частью институтов РФ и это отражается на ее международном статусе и отношению к ней во всем мире.
Для протестантизма характерна активная евангельская деятельность, которая заключается в проведении бесед, публичных проповедей, распространении литературы, общественных акцией (помощь детским домам, беcплатные обеды) и прочих видов деятельности.