Большая Тёрка / Мысли / Личная лента katehon /
Дарение вместо финансового обмена — тренд или иллюзия?
Обычно тема борьбы любителей свободного использования информационных продуктов против жадных правообладателей (или честных коммерсантов против любителей халявы) крутится вокруг вопросов копирайта.
Принадлежит ли искусство народу или дозированно будет продаваться от имени Васи Пупкина и Ко Лимитед?
Можно заметить, что пока побороть как информационных Робин Гудов, так и сочувствующих им корпорациям удается слабо, хотя периодически по их требованию соответствующие сайты и закрываются. Но у этого явления есть не только аспект проблемы авторских прав при скачивании фильмов и музыки из файлообменных сетей.
Проблема авторских прав или проблема мотивов?
Недавно в затяжной борьбе поборников авторских прав и сторонников свободы файлообмена последние одержали небольшую, но красивую победу в Испании: суд оправдал Хесуса Гуэрру — владельца сайта Elrincondejesus.com, на котором размещается коллекция ссылок для файлообменной сети eDonkey.
Ранее в суд обратилось испанское общество авторов и издателей SGAE (Sociedad General de Autores y Editores), утверждавшее, что сайт Гуэрры нарушает авторские права некоторых членов SGAE, а потому ресурс должен быть закрыт. Ответчик настаивал на том, что на его ресурсе нет рекламы, он просто предоставляет собой подборку ссылок, и не является коммерческим. Судья Рауль Гарсия Орехуда неожиданно с этим согласился. По его мнению, файлообменные ресурсы — это просто каналы для обмена данными между интернет-пользователями, поэтому они не нарушают прав на интеллектуальную собственность. Если пользователи обмениваются файлами исключительно в личных некоммерческих целях, то привлечь их к ответственности нельзя. Судья также отметил, что предоставление ссылок на произведения, защищенные авторским правом, нельзя приравнивать к размещению таких материалов в общем доступе. В том, что Гуэрра действовал бескорыстно, суд убедил анализ финансовых документов ответчика — они подтвердили, что владелец не использовал сайт как источник прибыли.
С помощью Интернета люди обмениваются не только чужой по нынешнему законодательству собственностью. Те энтузиасты, которые кропотливо сканировали не последние бестселлеры, а редкие научные издания вековой давности, чтобы выложить их в общий доступ, создатели множества бесплатных справочных ресурсов а-ля Википедия, специалисты-профессионалы, которые могут дать бесплатную консультацию в своем форуме, — все эти люди, конечно, преследуют некоторые цели, но отнюдь не прямого обмена своей работы на деньги. И делятся с другими не чужим товаром, а своими собственными или общественно-значимыми знаниями и сведениями. А еще есть всем известный Open Source — совместная разработка открытого ПО, сайты, где люди обмениваются вещами, да и вне Интернета достаточно подобных явлений, например, модные в последнее время кафе с книгообменом, где можно взять почитать любую книгу или оставить свою. Некоторые исследователи полагают, что мы видим признаки так называемой Gratis Economy или Gift Economy, экономики дарения.
Чужие и свои
Главный признак экономики дарения — вовсе не возможность что-то получить «забесплатно», хотя и это относится к ее свойствам, а возможность что-то безвозмездно отдать другим. Благотворительность, волонтерство и работа в общественно-полезных целях существовали всегда. Но для множества видов деятельности такого типа важно наличие инфраструктуры. Многие готовы делиться и деньгами, и вещами, и знаниями, но до совсем недавнего времени для этого нужно было еще найти механизм такого «дарения». Специально тратить время на поиск тех, кому можно что-то отдать или обменяться, обычно были готовы либо люди, серьезно занимающиеся благотворительностью, либо те, кто действовал в рамках определенных сообществ по интересам, — и давал в газету объявления о том, что отдает свои марки или аквариумных рыбок. Конечно, существовали и существуют посредники — соответствующие фонды, благотворительные организации. Но, по крайней мере в России, доверие к ним невелико.
В сфере информационных продуктов после массового распространения Интернета все радикально изменилось. Как поиск людей, так и поиск нужных объектов стал практически мгновенным. Да и поделиться чем-то имеющимся на своем компьютере стало намного проще, чем везти рыбок в банке новому хозяину: нравятся мои фотоработы, коллекция музыки или книги — можете скачать все, что лежит в открытом доступе. И оказалось, что желающих (или по крайней мере абсолютно не имеющих ничего против) поделиться своей информационной собственностью с другими очень и очень много. Собственно, Интернет вообще изначально был, или казался своим первым адептам, местом некоммерческих мотиваций и свободного обмена информацией. Упомянутое решение испанского судьи можно применить к большинству интернет-пользователей — никакой финансовой выгоды от этих своих действий они не получают. Более того. Если я покупаю новый музыкальный диск за свои деньги, а потом «отдаю» его всем желающим с помощью Интернета, то моя мотивация не просто некоммерческая, а вообще антикоммерческая — я трачу свои деньги, чтоб сэкономить чужие. А это уже не просто нарушение какого-то копирайта, это нарушение правил «большой общей игры».
Венгерский экономист Андраш Келен, автор книги The Gratis Economy: Privately Provided Public Goods («Безвозмездная экономика: лично предоставляемые общественные блага»), обращает внимание на то, что в современной экономической теории никак вообще не учитывается та деятельность людей, которая носит не функциональный товарно-денежно-обменный характер, а имеет характеристики безвозмездного дарения. С одной стороны, число некоммерческих организаций в мире достаточно велико — это больницы, музеи, частные радиостанции и телеканалы, исследовательские центры, спортивные школы и многие другие организации, которые принято называть Non-profit organizations (организации, созданные не для получения прибыли), и они занимают весьма значительную долю в экономике. Так, по данным The Nonprofit Almanac, в США, например, в 2006 году этот сектор составил 5% американского ВВП, и в нем было занято около 10% всех работающих, а частные пожертвования американцев в адрес этого сектора составили 186,6 млрд долларов. Однако эта активность достаточно «окоммерциализирована» — работники этих организаций получают зарплату, пожертвования от граждан и корпоративного сектора, или гособеспечение выражается во вполне конкретных цифрах.
Речь же идет о дарении «прямого действия». С помощью Интернета мотивами «про боно» оказалось охвачено куда больше людей. Можно не работать в больнице для бедных и даже ни копейки не перечислять на защиту природы или голодающих, однако по мере сил лично участвовать в различных некоммерческих начинаниях.
Hi-tech дары — возрождение традиций?
Наиболее простым с точки зрения технологии доступа «даром» являются сегодня информационные продукты. Именно поэтому интернет-кооперация и свободный обмен информацией уже в 1998 году был назван hi-tech gift economy. Несмотря на то, что как раз в это время шло ужесточение системы защиты авторских прав, например, в США с помощью Digital Millennium Copyright Act. Как результат этого ужесточения стали появляться такие «феномены» как, например, электронные издания классической литературы, где пользователя предупреждали, что он не имеет права не только копировать или распечатывать текст книги, а также давать ее читать кому-то еще, но и даже… читать кому-нибудь вслух — это является уголовным преступлением! Очевидное противоречие подобных требований здравому смыслу породило противоположную тенденцию. Вы нам запрещаете читать вслух, а мы вообще будем вашу интеллектуальную собственность раздавать всем желающим.
Наиболее четкую идеологию в области некоммерческого взаимовыгодного сотрудничества имеет культура программирования с открытым кодом и хакерская культура. Известный кибер-гуру Эрик Реймонд полагал, что программистами в этом случае руководит мотив той самой «экономики дара», в противоположность командно-административной системе госуправления или капиталистической системе тотального коммерческого обмена. В итоге участникам системы взаимного одаривания важнее не материальная выгода, а уважение, престиж и репутация, которые зарабатываются объемом и качеством безвозмездно переданных единомышленникам знаний и решений.
Также в русле культуры дарения действуют традиционные научные сообщества. Публикуя научный труд или выступая на конференции, ученый делится знаниями, чтобы они были использованы коллегами. Чем больше отдано (процитировано) — тем выше статус ученого.
При этом одни исследователи «экономики дара» отмечают, что наиболее распространено безвозмездное дарение было у народов, живущих родоплеменным строем, другие описывают потлач у американских индейцев, традицию общественно-значимых дел в античных полисах и дошедшее до наших дней занятие благотворительностью и меценатством у европейской аристократии. Можно отметить и традиции безвозмездного дара в восточных культурах.
Объединяет все эти весьма разные системы одно: в них тот, кто отдает, в глазах общества выглядит более достойным, чем тот, кто обменивает, и мотивация людей в этих системах отличается от мотивации типа Homo Economicus. И новейшие технологии передачи информации, как ни странно, вызывают к жизни именно подобные мотивации, а значит, подтверждают, что товарно-денежный обмен, конечно, никуда не денется, но не надо ограничивать им горизонты. А это тенденция куда более интересная, чем вопрос о том, сколько должен стоить лицензионный DVD, чтобы его покупали, а не воровали.
Автор: Маринэ ВОСКАНЯН
источник - http://odnakoj.ru/magazine/yekonomika/yekonomika_dara_vhod_svobodnxj/