По мотивам вчерашней лекции в «Трубе» родилась пара мыслей. Очевидно, что самым слабым и натянутым пунктом и самым глубоким заблуждением современной академической культуры является соотнесение себя с последним оплотом духовности, очень богатого внутреннего мира и высокой культуры. Что, дескать, мы Титаны Духа и двигаем культуру, а вы тут в носу ковыряетесь и Бритни Спирз слушаете. Тезис более чем спорный. Во‑первых, сама по себе любовь к классической музыке не делает человека лучше. Все мы знаем любителя Вагнера, который учинил Холокост, или африканского фаната оперы, который каждый день съедал по политическому сопернику вприкуску с 4 кг апельсинов.
Опять же по поводу продвижения вперед культуры. Невозможно двигаться вперед, постоянно глядя назад, если ты не рак. А нет из всех искусств более ретроориентированного направления, чем академическая классическая музыка. Ну и конечно, самый спорный тезис — о том, что это не коммерческое искусство. Если посмотреть на цены в театры, оперы и филармонии США, а также на то, с каким свистом туда раскупаются билеты, то как‑то становится непонятно, почему в самой бездуховной стране эти бездуховные людишки, чьи туловища состоят из бигмаков, а мозги — из картофеля фри, готовы за это платить деньги, а у нас наши сраные ценители лишние триста рублей на абонемент в филармонию жалеют.
А все просто. Как только наши культурные функцонеры перестанут корчить из себя первых грузинских космонавтов и начнут работать ради публики (как это было, в общем‑то, и во времена Бетховена), а не ради удовлетворения своих непонятных амбиций, все станет нормально. Маркетинг — он реально повсюду. Когда академическая музыка выстроит нормальное позиционирование как альтернатива попсе или другим своим конкурентам, когда придумает для этого всего нормальные идеи по продвижению, брендированию и работе с потребителем, все станет резко лучше. Причем, и в коммерческом плане. Просто кто‑то очень долго сидел на шее у государства, которое уже давно сказало, что важнейшим из искусств для нас является кино.