Большая Тёрка / Мысли / Личная лента katehon /
Посвящается: Adisseya, AK, ake84, alexsv14, arkan6200и ещё нескольким, baToN, Benjamen, biomorf, BRAT-III, but1k, C-Liana, D73, dark-est, DrAlex, Evolventa, fara79, Frezot, george-nsk, Greben, Holy, kaw, lasm, lordglyk, Marko, Marlog, Mig21, mihey11, nemocaptain, NevroZ, Nurimanshin, otto737, pas202, Pilosoff, PoulN, Ramiros, Requin, room328, Savenko, Scheogorat, Semn, Shiftj7, SHMATKO, sion94, Slr, Sokrat4, SPIRIT3823, Steve007, TD-MTU-1500AG, TribaL86, YAXY
модернизация россии, что делать?, что происходит?, кризис, просто о сложном, социология, не пожалеете, !!!Ахтунг!!!, Повод задуматься
Не поленитесь - прочитайте. Очень цельный анализ.
.
Данная публикация представляет собой расширенную авторскую версию доклада социолога Андрея Фурсова на круглом столе «Опричнина и опричная идея: мифы и историческая действительность» в Институте динамического консерватизма.
.
- Скоро подует восточный ветер, Уотсон.
- Не думаю, Холм. Очень тепло.
- Эх, старик, Уотсон. В этом переменчивом
веке только вы не меняетесь. Да, скоро
поднимется такой восточный ветер,
какой ещё никогда не дул на Англию.
Холодный, колючий ветер, Уотсон, и,
может, многие из нас погибнут от его
ледяного дыхания. Но всё же он будет
ниспослан богом, и когда буря утихнет,
страна под солнечным небом станет чище,
лучше, сильнее.
.
А. Конан-Дойл. Его прощальный поклон
.
.
И от ветра с Востока пригнулись стога,
Жмётся к скалам отара.
Ось земную мы сдвинули без рычага,
Изменив направленье удара.
В. Высоцкий. Мы вращаем землю
Опричнина — ключевое событие русской истории последних пяти веков. Именно она заложила фундамент той уникальной формы власти — автосубъектной, — которая мутировала, слабела, возрождалась, менялась и почти при каждой серьёзной смене не только оставалась самою собой, но и приобретала всё более чистую, свободную от собственности и «классовых привесков» (В.В. Крылов) форму — la plus ca change, la plus c'est la meme chose («чем больше меняется, тем больше остается собой»).
Более того, опричнина стала не только фундаментом, но одновременно и эмбрионом этой власти, которой суждено было развиваться по схеме «преемственность через разрыв».
Наконец, опричнина подарила русской истории один из её главных (неглавных больше) принципов — опричный, который, отрицая княжебоярский принцип, оттолкнувшись от него, породил принцип самодержавный и таким образом оформил и, если угодно, замкнул триаду, придав обоим принципам самостоятельный характер и заставив их жить собственной жизнью. И в этой собственной жизни каждого принципа именно опричный связывает самодержавно-национальный («народный») и олигархический (княжебоярский) принципы и в известном смысле снимает (в гегелевском, диалектическом, смысле) противоречия между ними.
Опричнина, как и её создатель Иван Грозный, — оболганное явление нашей истории, порой сознательно, порой от непонимания. Оболганное как большими мастерами науки и литературы (например, на первых страницах замечательного романа А.К.Толстого «Князь Серебряный» мы сталкиваемся с некими мерзавцами, коими оказываются опричники. Конечно же, среди опричников, как в любой «чрезвычайке», хватало «биологических подонков человечества» (И.Солоневич), но суть-то явления ускользнула от «второго Толстого». Как ускользнула она и от мелкой шантрапы от тех же науки и литературы, а теперь ещё и кино (достаточно вспомнить фильм «Царь»).
В докладе я хочу остановиться на нескольких вопросах:
1) опричнина как историческое явление, его корни — они столь же необычны, как сама опричнина;
2). фактическая сторона дела — очень кратко, основные вехи;
3) суть опричнины, её причины, последствия — кратко-, средне- и долгосрочные;
4) опричный принцип русской истории в противовес олигархическому и самодержавному, с одной стороны, и институциональному, с другой;
5) реализация опричного принципа в русской истории;
6) «грозненские» (Иван IV, Сталин) и «питерская» (Пётр I) версии опричнины;
7) нужна ли и возможна ли в России сегодня (или завтра) новая опричнина (неоопричнина) или, точнее, нужно ли и возможно ли возвращение опричного принципа в той или иной форме, и если да, то какова может быть цена.
А. Васнецов. «Оборона Москвы от хана Тохтамыша. XIV век».
.
Н.Неврев. «Опричники»
.
.
.
.
.
.
.
источник - http://www.dynacon.ru/content/articles/381/
george‑nsk, тут опасно питать иллюзии — при плохом расчёте, цена будет действительно страшной. О чём собственно Фурсов откровенно и говорит. Тут еще надо знать, куда тыкать, чтоб не попась пальцем в небо. Но варианта по‑сути два: или платить цену за опричнину (она же "модернизация без вестернизации") или платить цену за дальнейший распад и деградацию государства и народа (повторение ситуации СССР конца 80-х годов 20 века, например). (Народ конечно важнее. Гос‑во — это система — всего лишь внешнее оформление, инструмент.)
Славить опричнину — безусловно плохо. Это резание по живому. Но с другой стороны, необходимо чётко понимать, зачем все эти жертвы (мне кажется это поспособствует минимизации потерь), возможен ли иной способ, бескровный. Мы же не в сталинское время всё‑таки живём. Массовый кровавый террор неприемлем. Много как можно обезвредить вредителя или преступника. И так народу в стране мало осталось. Зачем тогда все эти современные менеджерские, социальные, психологические технологии разрабатывали? Но тут от общества потребуется осознанность и грамотность в социальных вопросах, пусть не от всего, но хотя бы от самой деятельной части. Это сложно. А если это будет неосознанно — это превратится из прививки от болезни в кровавую баню. Толпа скора на расправу.
В общем, обычные вопросы русской истории и культуры.