Ознакомился с веселым
интервью-дебатами, где некий репер с оксфордским образованием спорит за копирайт с т.н. музыкантом и кулинаром Андреем Макаревичем. Сразу скажу, что я-то, конечно, в этом вопросе явный социалист и поборник антикопирайта. Постмодернизм, Фуко, смерть Автора, все такое. Сдерживая тошноту, я прочитал аргументы лидера группы "Машина времени", разрываяь от когнитивного диссонанса, наступившего из-за того, что приходится соглашаться с репером. С другой стороны, в этом и есть настоящая широта мышления: соглашаться с тем, кто говорит правильные вещи, вне зависимости от того, что тебя воротит от его музыки. Впрочем, от творчества Макаревича последних 15 лет воротит не меньше. Ну да ладно, это все лирика.
А физика в том, что Макаревич, судя по его аргументам, голодает, доедает последний хрен без соли, как сказал бы один Великий Русский Писатель. А все потому, что проклятые пользователи передают друг другу его шедевры бесплатно. А должны бы, конечно, платить. В аргументации, кстати, оперирует исключительно кулинарными терминами - пирожками. Чтобы было понятно аудитории.
Оксимирон: Есть материя, а есть информация. Если я возьму один пирожок, на подносе станет на один пирожок меньше. Если я скопирую файл, сколько файлов останется?
Макаревич: На одну пластинку будет меньше продано.
Прочитал я это и вспомнил один фильм. Где Макаревич играет такого несогласного советского молодого артиста, а Игорь Скляр - карьериста, поющего "На недельку до второго". И там была такая сцена. Приходит, значит, молодой артист в богемную компанию советской буржуазии, элитки, у которой есть видики, импортное барахло, на столе мартини, в зубах Камель. И вот они смотрят какую-то подпольную запись концерта Высоцкого. Тут один из гостей бросает с напускным цинизмом: а чего вы из него святого-то лепите, Владимир Семеныч-то за свои концерты весьма жирную денежку получал и на Мерседесе ездил (что, кстати, сущая правда). Но это до такой степени возмутило молодого артиста Макаревича, что тот чуть ли не с кулаками бросился доказывать, что не брал Высоцкий денег, что он настоящий талант, а таланту такое претит. И вот после всего этого воспоминания еще раз перечитываешь и думаешь: по его теперешней логике в советское время его пластинки от студии грамзаписи "Мелодия" должен был купить каждый честный советский человек. А если, например, покупали на компанию только одну пластинку и слушали веселой компанией молодых инженеров или студентов - так они нарушали его, всего из себя творческого, права. Надо было прийти, видимо, и заплатить за каждый прогон пластинки.
Или вот, например, цитата о том, что краудфандинг ему претит. На милостыню похоже. "Это похоже на попрошайничество. «Ребята, дайте денег, мы пластинку записали» — «Блин, да вы ж «Машина времени», вы же богатые». Елки-палки, зачем это надо? Музыкант сделал продукт, вложил силы, время и деньги. Тебе нравится музыкант? Купи!" - говорит нам человек, который верит, что не все еще пропало. Ну что ж, попрошайничать ему стыдно, зато вымогать - нет. Вполне себе позиция.