Тёрка в тагах


Друзья

Его(9) Общие(0) Хотят дружить(10)


  • Amapola

  • Atrinax

  • creature

  • feel69

  • Frezot

  • GrafRH

Ещё →

Враги

Его(1) Общие(0) Обиженные(22)


  • ArturPirozhkoff

  • C-Liana

  • CRIMINAL

  • DartVader

  • Diverso

  • Elephant1980

Ещё →

Большая Тёрка / Мысли / Личная лента piterpan /


piterpan

10 самых распространенных вопросов на собеседовании в Новой Зеландии

день, Хорошо, Всякая чушь, Друзья и знакомые, работа, фото, Окленд, поиск работы

IMG_5196

Здесь в Окленде я довольно часто «по просьбам телезрителей» пишу на темы поиска работы в Новой Зеландии и, поскольку этот, как говорят, процесс похож в других странах, в англомире вообще. Сегодня в блоге cvworks.ru появился довольно качественный (многабукф) материал по теме: «10 самых распространенных вопросов на собеседовании». По своему опыту и глядя на то, как устраиваются другие, подтверждаю — собирающимся искать работу за рубежом этот текст может сослужить добрую службу.

Знание английского языка приветствуется. Публикуется с разрешения автора.

Читать далее

Давайте начнем с самых общих и часто задаваемых вопросов

Общее правило здесь таково, что правильных ответов тут нет – есть только неправильные.

Интервьюер в первую очередь смотрит на то, как вы общаетесь и как говорите по-английски, нежели чем на сами ответы. Тут самая главная ваша цель — избежать привлечения внимания к своим неправильным ответам (т.н. red flags — красные флаги).

Также, готовясь к интервью, следует помнить, что не все ресурсы одинаковы полезны — некоторые так даже и вредны.

1. Tell me about yourself

Цель этого вопроса, как я написала выше, просто прозондировать почву. Ваша задача – подготовить короткий, буквально на 90 секунд, ‘еlevator pitch’ про себя, и бодренько его выдать.

Пример того, что могу сказать я:

I have over 5 years of experience as a Human Resources generalist with the background in both operational and strategic HR. I have strong interest in providing generalist HR support in ER, recruitment and managing projects, from rolling out a performance review process to industry-wide salary benchmarking.I have extensive experience in confidently advising and supporting line managers with any HR-related issues. I hold a business degree from AUT majoring in Employment Relations.

Важные моменты:

Начинать надо всегда с наиболее недавних достижений, а ни в коем случае не с университета или первой работы. Ибо если вы собьетесь или вас перебьют, вы успеете расказать только старую, возможно, не самую важную часть своей биографии. Начав же с наиболее свежей информации, вы с первых же слов произведете впечатление уверенного человека с хорошими вводными данными.

Нужны только факты. Не стоит расписывать свой качества (работоспособный, стрессоустойчивый и пр), об этом вас спросят отдельно.

‘Elevator pitch’ не должна включать в себя личную информацию – даже если это когда, зачем и откуда вы прибыли в Новую Зеландию (подставить нужную страну).

2. What do you consider to be your strengths?

Тут не очень важно, какие именно у вас сильные стороны. Главное, чтобы после секунды размышлений, вы четко выдали три положительных качества, которые в вашей работе пригодятся. Тут уверенность важна больше, чем содержание.

Что действительно имеет значение — это если вы не просто перечислите через запятую свои качества, а дадите по каждому пункту небольшое описание (почему вы думаете, что это ваша сильная сторона) или приведете пример, в котором вы эту свою силу демонстрировали.

Пример:

I have strong communication skills. Because English is not my first language, I have to pay attention to what I say and how I say it. I have a habit to think before I speak. I focus on being clear and concise when I speak and when I write. I always make sure that my message gets across and that I am understood. I am never too lazy to follow up — I believe this helps others see how committed I am, so they know that I am open to future communications — which helps to cultivate positive movement and encourages good atmosphere.

Важные моменты:

Таких примеров надо заготовить 3-4, чтобы на собеседовании легко выдать 3. Одним (лишь одним) из трех может быть техническая экспертиза.

Хорошим примером для вдохновения может служить сам текст объявления для вашей вакансии. Скорее всего, там уже перечислен какой-то минимальный набор ожиданий — вам надо только это углубить и(или) расширить список.

3. What do you consider to be your weaknesses?

В отличие от предыдущего вопроса, слабая сторона нам нужна только одна. Поэтому подготовить нужно лишь один пример. Очевидная банальщина (типа «я слишком усердно работаю») плоха тем, что в нее никто не верит. Так просто от вас не отстанут, ведь вас тестируют еще и на честность, поэтому пример нужен живой и не банальный.

Например, я всегда говорю что-то типа:

I don’t like mundane things — I prefer dynamics — that’s why I am a generalist! I know how to keep work exciting and how to stay motivated and engaged throughout time. Usually in HR there is never a dull moment with all the drama happening! (И это абсолютная правда!).

Примеры относительно безобидных слабых сторон при условии, что они не входят в ежедневные обязанности на будущей работе:

  • страх публичных выступлений (но вы уже почти записались на курсы ‘Toastmasters!’);
  • нетерпеливость (но вы стараетесь помнить, что все люди разные);
  • нелюбовь к мультитаскингу (что на самом деле не weakness, a personal preference); страх упустить что-то важное, и посему obsession with lists and planning

Важно:

Честность – лучшая стратегия. Если ваша самая главная слабая сторона является одним из основых требований к работе, то может, вам такая работа и не нужна? Однако очернять себя или признаваться в чем-то серьезном тоже не стоит.

Хороший интервьюер обязательно спросит, есть ли у вас какие-то другие слабые стороны. Тут не надо поддаваться — можно просто сказать, что ‘I really can’t think of any’ – ничего в голову не приходит. Даже если интервьюер будет продолжать настаивать (требует протокол), отрицать наличие дополнительных слабостей — после того, как вы про одну уже рассказали — нормально.

Хороший пост про то, как даже президент Обама плавает в этом вопросе.

4. Why do you want to work for us?

Один из тех вопросов, ответ на который не должен привлечь внимание своей неправильностью. Тут от вас ожидается, в первую очередь, энтузиазм по поводу будущей работы — ведь работодатель бы лучше взял кого-то, кто этого действительно хочет!

Ответ легко варьировать в зависимости от характеристик компании. Скажем, если вы устраиваетесь в большую компанию, вы ищете масштабность, а если в маленькую — больше обязанностей: ‘bigger exposure to a range of tasks and duties’, и т. д. Уместны примеры про тип индустрии, размер компании, ваш интерес к их продуктам (потому что вы давний фанат и прочее).

Важно:

Заготовить «заточенный» под работодателя ответ заранее, чтобы не заявить, как один мой кандидат из Телекома, что он ищет личностный и карьерный рост в нашей организации — при этом устраиваясь в команду из трёх человек!

5. What do you know about our company?

Некоторым образом логическое продолжение предыдущего вопроса, этот вопрос в первую очередь проверяет, насколько вдумчиво вы относитесь к поиску работы вообще.

Тут необходима подготовка: как минимум, быстрый поиск в гугле. Я знаю, это банально, но очень многие кандидаты приходят на интервью, совершенно ничего не зная о компании.

Ответ лучше всего строить в положительном ключе. Например, найти что-то, что можно похвалить или что лично вам нравится в деятельности компании: видел ваш сайт, очень профессионально сделан, я, как специалист, оценил.

6. Why are you looking (or why did you leave your last job)?

Конечно, было бы хорошо, если бы у вас была хорошая, никаким образом не относящая к вам лично причина — скажем, переезд в другой район или реструктуризация всего отделения в вашем городе, а не поиск зарплаты повыше или более покладистого начальника.

Помните, что самый частый ответ, рекомендуемый плохими интернет-источниками — что вы ищете более ‘challenging’ позицию — у хорошего интервьюера вызовет вопрос про challenges вашей текущей роли. И тут можно нечаянно забрести в такие дебри, откуда уже будет не выбраться.

Скажем, если описать работу как слишком легкую, то может создаться впечатление, что и зарплата на этом месте была не супер-большая, что может отразиться на переговорах: исказить восприятие ожидаемой зарплаты на новом месте. Словом, надо быть готовым.

Тут тоже необходимо подстроить ответ к тому типу организации, в которую вы, собственно, устраиваетесь на работу. Например, если вы работаете в крупной корпорации, а собеседуетесь в маленькую, то карьерный рост — маловероятная причина поисков, поскольку рост в большой корпорации более возможен, чем в конторе из четырёх человек.

Если с прошлой работы вас уволили, то надо иметь хорошее, честное, но КОРОТКОЕ объяснение, как так вышло. Я про это потом позднее напишу подробнее.

Важно:

Ну и в очередной раз – хорошие манеры еще никто не отменял. Критиковать, ругать начальство или место прошлой работы очень, очень не комильфо.

7. What salary are you looking for?

Ответ на этот вопрос может занимать отдeльный пост, и я когда-нибудь его напишу.

В целом, я думаю, ни для кого ни секрет, что назвавший цифру первым – всегда находится в проигрышной позиции. Поэтому для начала можно попробовать этот вопрос перекинуть другой стороне (the artful dodge, я это называю).

Скажем, таким образом:

I’m quite open and slightly flexible on salary as the right role is more important to me than just a number. I’d appreciate knowing how you value this position?

Понятное дело, что говорить это надо с легкой полуулыбкой и хорошим body language (см. kiwiface).

Если у вас нет выбора, и от вас ожидается ответ – к примеру, интервьюер тоже не торопится называть цифру и отфутболивает мяч на вашу половину — можно попробовать либо продолжать стоять на своем:

I’d rather not commit to that quite yet. I’m really open to your thoughts on this as I’m sure you will be consistent with the market?

или

That’s an important question, but at this point, I’m more interested in learning more about the position

Либо дать два значения: нижнее и верхнее — то, что в Россиии называется «вилкой». Уклоняться от ответа бесконечно тоже не получится:

My understanding is that the range for this type of role in Auckland is between NZD$70k and $80k, so I believe my skills and expertise place me near the top of this range. However I am not looking to lock in, I’m looking for a good fit.

Называя range, вы показываете гибкость и готовность к переговорам и компромиссу (качества, необходимые в любой работе), нежели чем просто объявляете цифру. Помните, что это лишь первый вопрос, который просто освещает позиции сторон и ни в коем случае не последний рубеж — переговоры по финальному предложению, по реальной зарплате, будут позже.

Важны три вещи:

  1. Знать средние цифры по индустрии и месту и иметь заготовки вроде: «Мой опыт, вкупе с моим образованием стоят столько-то, мне это известно из таких-то источников». Например, Robert Walters annual salary survey.
  2. Еще один вариант – честно назвать текущую зарплату и сказать, что вы хотели бы 10%-15% прибавку к жалованью. У этого метода есть свои достоинстав и недостатки, но ключевой момент в том, чтобы все-таки озвучить тот факт, что вы меняете работу не только из-за денег. Помните, однако, что этот вариант не очень работает, если:
    • Вы недостаточно долго работаете на текущем месте работы меньше года или даже двух;
    • У вас заведомо низкая или высокая зарплата (‘market anomalies‘),
    • Вы хотите приврать и получить предложение получше.

Не забывайте, что ‘attitude is everything’, особенно для русского человека, который из-за акцента и сдвинутых бровей может казаться излишне агрессивным. Тут важны мягкость и доброжелательность.

Само собой, если вы идете на интервью через агентство — один из действительных плюсов — вы уже знаете хотя бы примерные цифры и это переговоры значительно облегчает.

8. How would you describe the job you are applying for?/How do you describe the right personality for this role?

Очень популярный по непонянтым причинам вопрос, который требует изложения обязанностей, как они указаны в обьявлении или ‘Job Description’.

Правильный ответ демонстрирует, что вы, как кандидат, демонстрируете понимание того, что от вас будет требоваться. Читайте внимательно описание.

Неплохо вставить пару личных примеров: какие-то задачи, которые потребуется решать на новой работе, вы уже решали, тем самым подчеркивая сходство между тем, что требуется, и тем, что вы можете предложить.

Важно:

Очень часто за подобным вопросом следует просьба описать либо свою текущую работу, либо себя: свою ‘personality’.

Это скорее тест на внимательность и сообразительность, нежели чем праздный интерес. Важно провести параллели между вашей предыдущей работой и той, на которую вы претендуете. И, если вы описываете свои персональные качества позже, то держитесь в рамках качеств, необходимых для этой работы, не распахивая всю душу ответом, который, возможно, не вяжется с тем, что требуется.

9. Why should we hire you?

Очень долго я не понимала смысл этого вопроса: ни для одной из сторон. Пока как-то не пришлось прийти к начальнику отдела с чьим-то резюме в руке и с твердой уверенностью, что это именно тот человек, который нам нужен. «Why should we hire HIM?» — поступил вопрос, и я поняла, что было бы здорово, если бы кандидат мне это рассказал сам.

Важно:

Нужен краткий вариант ответа на вопрос #1 — тот самый ‘elevator pitch’ — в котором вы еще раз кратко упомянете все свои главные плюсы. Например, это может быть:

You should hire me because:

  • I have 4 years of recent NZ experience with an industry leader;
  • I have a recent NZ degree;
  • Because of my technical expertise in an XX area.

В таком духе.

10. Do you have any questions for me?

На этом этапе можно спрашивать что угодно: от вопросов по корпоративному блогу до участия компании в различных благотворительных акциях. Главное, чтобы с энтузиазмом!

Важно:

Пожалуйста, избегайте трех типов вопросов:

  • обучение/тренинги — почему все думают, что это хороший вопрос? Это совершенно не показывает желание учиться новому (willingness to learn)! Компания хочет, чтобы вы приносили пользу с первого дня, а не надеялись на дорогие семинары.
  • отпуски/больничные/корпоративные праздники и прочие perks. Если здесь оплачивают химчистку — вам об этом скажут. Если нет, но вы хотите, чтобы контора вам оплачивала один счет в неделю — дождитесь второго или третьего интервью, когда у вас уже будет предложение, и вы будете на этапе обсуждения деталей.
  • карьерный рост. Вы еще не внесли ни малейшего вклада в бизнес, какой рост? Пожалуйста, не претендуйте на большее. Вас берут выполнять конкретную функцию, и это здесь и сейчас. Никто не хочет (а меньше всего менеджер, который вас нанимает) чтобы вы заняли его место, а эта позиция опять оказалась вакантной.

Надеюсь, эти моменты покажутся вам полезными.


Обязательная ссылка на источник. Там в блоге ещё много всякого такого, весьма полезного.

См. исходный пост в Здесь в... Блог Стаса Кулеша.