Большая Тёрка / Мысли / Личная лента katehon /
Посвящается: Adisseya, AK, ake84, alexsv14, baToNи ещё нескольким, biomorf, BRAT-III, D73, dark-est, Frezot, kaw, lasm, Marko, Marlog, Mig21, mihey11, Nurimanshin, Requin, room328, Savenko, Semn, SHMATKO, Sokrat4, SPIRIT3823, Steve007, TD-MTU-1500AG, YAXY
для мозга, социология, !!!Ахтунг!!!, В мире, !!!ВНИМАНИЕ!!!
.
Это обзорный курс. Читается уже почти выпускникам. Курс прочитан для 4 курса социологического факультета МГУ в 2008 году. Дальнейшее самостоятельное изучение подробностей приветствуется.
.
СМОТРЕТЬ или ЧИТАТЬ или СКАЧАТЬ КУРС ЛЕКЦИЙ
Лекция № 1 Структуралистская топика социологии
Часть 1. Философские основания классической социологии. Основные авторы и направления Итог • Аристотель: от логоса к логике
Скачать видеозапись лекции №1 в формате flv. . Лекция №2 Социология воображения Часть 1. Семинар Eranos. Предпосылки возникновения социологии воображения• Разработка теории воображения. • Ричард Вильгельм – «Книга Перемен» • Рудольф Отто – концепция сакрального • Карл Кереньи – новое открытие греческой мифологии • Мирча Элиаде – вечное возвращение • Анри Корбен – mundus imaginalis • Адольф Портман – неотения • Поль Раден – фигура трикстера • Гершом Шолем – структура еврейской каббалы • Мартин Бубер – философия хасидизма • Вольфанг Эрнст Паули – синхроничность и спин • Гастон Башляр – теоретик науки и грез • Жорж Дюмезиль – трехфункциональная гипотеза социального класса • Клод-Леви Стросс – мифологика • Жильбер Дюран – разработка социологии воображения Часть 2. Антропологические структуры воображаемого: статус мифоса и антропологический траект • Дюран от топики к теории (гранд-теория социологии воображаемого) • Статус l'imaginaire: его первичность • Понятие «антропологического траекта» • Имажинэр и смерть • Статус мифоса/динамика мифоса • Режимы и группы внутри имажинэр diurne/nocturne Часть 3. Diurne, «дневной режим»/героические мифы • Постуральность • Смерть как другое • Дуализм и триада • Социальные аспекты режима диурна • Мускулиноидность Часть 4. Nocturne, «ночной режим»: мистические мифы • Эвфемизм • Мистическая группа мифов • Доминанта ноктюрна • Режим матерей • Чаша как эвфемизация бездны • Антифраза • Золото-экскременты • Проглатывающий-проглоченный • Глишроидность (эпилептоидность) • Идентичность как альтеритас • Феминоиды Часть 5. Режим ноктюрна 2: драматические мифы • Режим драмы как умеренный эвфемизм • Копулятивная доминанта • Символы синтетической группы • Драматическая идентичность • Мир невест • Миф о прогрессе и Прометее • Драматические феминоиды • Синтония Часть 6. Объяснение логоса через мифос • Социум как проекция режима диурна • Прогресс как миф • Режимы и социальные классы • Объяснение гетеротелии и сбоев в работе социального логоса • Этнос и мифологические режимы Приложение. Режимы бессознательного и фигуры риторики • Риторическая антитеза в режиме диурна • Плеоназм и закон тождества • Гипербола и ее нелогичность • Эвфемизм как феминоидный язык • Антилогия • Катахреза • Литота • Гипотипоз • Эналлага • Гипербат • Мифокритика, мифоанализ и мифодология Примечания Скачать видеозапись лекции №2 в формате flv.
. Часть 1. Премодерн-Модерн-Постмодерн – структура исторической синтагмы западного общества Часть 3. Время знаменателя Скачать видеозапись лекции №3 в формате flv. .Лекция №4 Социум как пространственное явление Часть 1. Пространство как метод. Социальная структура Скачать видеозапись лекции №4 в формате flv. . Лекция №5 Социальная антропология Часть 1 Homo sociologicus Скачать видеозапись лекции №5 в формате flv. . Лекция №6 Социология политических идеологий Часть 1. Идеология и ее социологическое значение Скачать видеозапись лекции №6 в формате flv. . Часть 1. Определение этноса и смежные понятия Скачать видеозапись лекции №7 в формате flv. . Лекция №8 Социология господства Часть 1. Политика как власть. Структура и стихия власти Часть 4. Структура политической власти в исторической синтагме
Скачать видеозапись лекции №8 в формате flv. . Часть 1. Определение религии. Сакральное и профанное Скачать видеозапись лекции №9 в формате flv. . Часть 1. Гендер и его роль в социуме Скачать видеозапись лекции №10 в формате flv. . Часть 1. Социология фазового перехода
|
.
.
katehon,
«Воображение — это то, что заполняет собой все пространство перед лицом смерти, что баррикадирует чистую стихию смерти всем, что мы видим, чувствуем, слышим, говорим, делаем, строим, ломаем, ощущаем, желаем, о чем грезим, на что надеемся.»
может ты увидел: у Дугина где‑нибудь более конкретное определение имеется?
Savenko, :-) У нас в институте в своё время был курс "Антропокосмический феномен человека". Вот он был "авторским". И то там было много читат из теорий других авторов. Этот курс в сто раз понятнее.
.
Не будь таким сложным. Авторский курс - курс, по-авторски скомпонованный. Но он же скомпонован из уже известных теорий. Даже в этом случае возникает интересная точка зрения на старый материал. Но это потом, в выводах.
.
Ну, так же "авторство" в том, что он рассматривает теории научной школы структуралистов, т.к. считает структурный метод релевантным по сравнению с системным (это подробно обсуждается в первой лекции. А ты поди сразу ко второй перескочил)))) ).
.
Здесь он конкретно говорит, что Дюран про l'imaginaire считает так-то и так-то. Ну, если угодно, говорит, как он сам (Дугин А.Г.) понял идею Дюрана. Там же по контексту понятно, что конкретно в этом предложении l'imaginaire=воображение.
.
Ниже я выделю ключевые моменты:
[цитата]
Статус l'imaginaire: его первичность
Развивая подход Корбена (роль mundus imaginalis) и идею Юнга о коллективном бессознательном, Дюран вводит такое понятие как l'imaginaire. Понятие на английский передаваемое неуклюжим «imagery». Это не воображение (как способность) и не воображаемое (как что-то представленное, искусственно воссозданное с помощью фантазии). Но и не воображающее (то есть то, что заставляет появляться фантазии).
Имажинэр – первичное свойство, оно представляет собой одновременно:
нечто, что воображает (воображение как инстанция), то, что воображается (воображаемое) того, кто воображает (воображающий или воображающее), сам процесс (воображение как функция) и нечто, что является общим и предшествующим и тому, другому, и третьему (собственно «имажинэр»).
1)
Дюран так описывает статус «имижинэр» (воображаемое-воображающее-воображение) в его теории. У Платона в диалоге «Софист» дается определение двух типов воображения: fantasia и eikasia. Оба они основаны на презумпции, что первичными являются две реальности – разум как мера реальности и порядка всех вещей и объективный мир, воспринимаемый чувствами, которые транслируют ощущения разуму. Они могут делать это корректно или некорректно – тут-то и вступает в дело воображение. Если впечатления от внешнего мира (который реален) передаются разуму (который тоже реален) «правильно» (корректно), то мы имеем дело с eikasia т.е. с таким воображением, которое «позитивно» и вносит минимум погрешностей в процесс передачи. От этого слова произошли слова икона, идол (в смысле образ, образец и эталон). Если возникают сбои в передаче образа – мы имеем дело с фантазией, то есть испорченной передачей, которая перемешивает реальные данными нереальными и все путает.
Можно представить это как человека, смотрящего на предметы через аквариум. Если вода в аквариуме прозрачна и чиста, нет рыб, водорослей и других препятствий, то предметы на той стороне видятся ясно и четко. А если в аквариуме кишат рыбы, ползают крабы, вздымая потоки ила и шевелятся водоросли, то предметы на той стороне будут еле видны и между ними и наблюдателем будет происходит настоящая чертовщина аквариумной жизни, не имеющая никакого отношения ни к наблюдателю, ни к предметам на той стороне. Аквариум (смотри выше)– это воображение, имажинер.
В логоцентричной философии, в пространстве логоса у него именно такой статус: самое лучшее для воображения – не мешать рациональному процессу (а еще лучше вообще не существовать, чтобы не искажать «реальность»).
Это же отношение к воображению сохраняется и у Декарта. И даже Кант, который поставил под вопрос и онтологию объекта и онтологию субъекта, не придавал воображению самостоятельной роли, хотя и задумывался о ее трансцендентальных функциях. Сартр, писавший о воображении специально, оставался в рамках классических схем.
2)
Дюран предлагает порвать с этим логоцентризмом и перевернуть стартовые позиции: первично воображение, именно оно создает в ходе своей динамической работы и субъекта и объекты внешнего мира.
Имажинэр – единственно, что существует. Наш мир (и «наш» -- то есть субъектный и «мир» -- то есть совокупность объектов) есть результат свободной игры воображения.
Здесь мы имеем дело с особой онтологией структурной социологии: единственно, что есть, это «промежуточное».
[/цитата]