Большая Тёрка / Мысли / katehon / Что со старушкой Европой происходит?
senior, Вот это верно! Это обнадёживает! Но всё же зря не интересуют. Не боишься повторить их ошибки?
Я вот думаю, что нам нужны не-Европо-американские права человека. У нас человек другой.
Европо-американские права человека исходят из идеи свободы, освобождения человека от всего, что ему мешает. А такая "свобода от" - хитрая ловушка. Такая свобода - новое рабство, новая диктатура, навязывающая себя.
Если нельзя отказаться от свободы, то какая же это свобода? Такая свобода тоталитарна.
«Свобода от»
Все принципы философии либерализма и само это название основаны на тезисе «свободы» — «liberty». При этом сами философы-либералы (в частности, Дж. Стюарт Милль) подчеркивают, что «свобода», которую они отстаивают — это понятие строго отрицательное. Более того, они разделяют свободу от (чего-то) и свободу для (чего-то), предлагая использовать для них два разных английских слова — «liberty» и «freedom». «Liberty» подразумевает свободу от чего-то, отсюда как раз и происходит название «либерализм». За такую свободу и бьются либералы, на ней-то они и настаивают. А что касается «свободы для», то есть смысла и цели свободы, тут либералы замолкают, считая, что каждый индивидуум сам может найти применение свободы — или вообще не искать для нее никакого применения. Это вопрос частного выбора, который не обсуждается и не является политической или идеологической ценностью.
Напротив, «свобода от» описана подробно и имеет догматический характер. Освободиться либералы предлагают от:
— государства и его контроля над экономикой, политикой, гражданским обществом;
— церкви с ее догмами;
— сословных систем;
— любых форм общинного ведения хозяйства;
— любых попыток перераспределять теми или иными государственными или общественными инстанциями результаты материального или нематериального труда (формула либерального философа Филиппа Немо, последователя Хайека: «Социальная справедливость глубоко аморальна»);
— этнической принадлежности;
— какой бы то ни было коллективной идентичности.
Можно подумать, что мы имеем дело с какой-то версией анархизма, но это не совсем так. Анархисты — по крайней мере такие как Прудон, считают альтернативой государству свободный общинный труд с полной коллективизацией его продуктов и жестко выступают против частной собственности, тогда как либералы, напротив, видят в рынке и священной частной собственности залог реализации их оптимальной социально-экономической модели. Кроме того, теоретически считая, что государство рано или поздно должно отмереть, уступив место мировому рынку и мировому гражданскому обществу, либералы по прагматическим соображениям поддерживают государство, если оно является буржуазно-демократическим, способствует развитию рынка, гарантирует «гражданскому обществу» безопасность и защиту от агрессивных соседей, а также предотвращает «войну всех против всех» (Т. Гоббс).
В остальном же либералы идут довольно далеко, отрицая практически все традиционные социально-политические институты — вплоть до семьи или половой принадлежности. В предельных случаях либералы выступают не только за свободу абортов, но и за свободу от половой принадлежности (поддерживая права гомосексуалистов, транссексуалов и т.д.). Семья, как и иные формы социальности, считаются ими чисто договорными явлениями, которые, как и иные «предприятия», обусловливаются юридическими соглашениями.
senior, вот так же думает и правительство наше. А мы упорно не хотим становиться европейцами. Вот уже 300 лет как. Сама история доказывает, что мы другие. Тут одним «рабством», так снаскока, всё не объяснишь. Тут социологию изучать надо. Посмотри у меня лекции по структурной социологии.
«Нацизм, фашизм, коммунизм, всё сгнило.» Туда им и дорога! Значит не доказали свою силу. Альтернативы? Надо думать, разрабатывать. Либеральная экономика тоже при смерти. Ну еще лет 20 протянет может. Надо замену искать. На тему поиска новой системы недавно книжку прочитал. Ценна хотя бы тем, что даёт нормальный обзор предыдущих систем. http://konservatizm.org/konservatizm/amfora/031209153016.xhtml