стенограмма
Империи XXI века
Анатолий Вассерман:
В одном из сетевых споров, где я отстаивал концепцию скорейшего воссоединения Украины с остальной Россией, один из моих оппонентов заявил мне: «Век империй кончился». И я задумался, а что собственно такое век империй? Особенно, если учесть, что этот сам век продлился значительно дольше календарного века и более того, охватил несколько общественно-экономических формаций в самом широком смысле этого слова. Империи были в эпоху рабовладения, в эпоху феодализма, в эпоху капитализма, более того, даже социализм опробовался впервые именно в имперском формате. Да и сами империи были весьма разнообразны. Согласитесь, что Римскую империю, где на протяжении нескольких веков, практически, все органы власти, кроме самого императора, оставались выборными. Да и самого императора зачастую выбирали. Это, все-таки, не тоже самое, что третья германская империя, где выборы, фактически, состоялись только один раз, а в дальнейшем все на всех уровнях власти только назначались.
Что же тогда для империи главное? Ведь не самодержавие. Чем, спрашивается, какое-нибудь королевство хуже в этом отношении, что, у короля меньше власти, чем у императора. Реальное отличие, пожалуй, только одно. Королевства, как правило, выстраивались вокруг более-менее единообразного этноса, а империи практически все были многонациональны. Пожалуй, единственное исключение – это вторая германская империя, она была, практически, мононациональной. Немногочисленных поляков, доставшихся Пруссии в конце 18 века к тому времени уже практически полностью анимечили. По сути дела, статус империи был заявлен только для того, чтобы короли многочисленных германских государств, объединившихся между собой, сохранили свои прежние громкие титулы. Только ради этого прусскому королю пришлось принимать титул императора. Все же остальные империи на протяжении мировой истории были многонациональными. Лозунг век империй кончился можно, поэтому, понимать только в одном смысле. Что многонациональные государства впредь не эффективны и всякое государство должно строиться, как моноэтничное. Но такое понимание, хотя и вытекает из предыдущего исторического развития, но прямо противоречит современной либеральной концепции, по которой кто угодно вправе селиться где угодно и требовать уважение к своим правам, порою даже в ущерб правам тех, среди кого он поселился. Вспомните, хотя бы, погромы, которые регулярно устраивают арабы в Париже. Притом, что если французская часть жителей, того же Парижа, пойдет громить арабские кварталы, то их, мягко говоря, не так поймут. То есть, империи в историческом смысле не только не кончаются, но и наоборот, начинают преобладать даже там, где долго время были вполне моноэтничные королевства.
Кроме того, в историческом плане на смену одним империям всегда приходили другие. Например, сейчас Европейский союз воссоздается, практически, точно в границах священной Римской империи Карла Великого. Более того, попытки интегрировать в Европейский союз несколько стран, не входивших в эту империю, оказались, мягко говоря, не слишком удачными. Британия, которая хотя попала частично под власть первой Римской империи в священную Римскую не входила и в нынешнем Европейском союзе стоит особняком, не соглашаясь с очень многими его решениями. Польша и Румыния тоже каждый раз выламываются из общеевропейского ряда, хотя, находящиеся между ними Чехия и Венгрия, интегрировались в Европейский союз без особых противоречий, именно потому, что долгое время были интегрированы в эту самую священную Римскую империю.
Почему, же, спрашивается, форма империи так живуча. А из общеэкономических соображений, по которым разделение труда всегда повышает его эффективность. Причем, относится это не только к труду материальному, но и к труду умственному. Вспомните современные конструкторские бюро, где на каждую деталь есть свой специалист, вспомните кинофабрики в Лос-Анджелесе и Бомбее, где над созданием фильма трудятся сотни узких специалистов, каждый из которых знает, буквально, одну-две операции, но зато довел их до совершенства. Дак вот, в культурном отношении тоже самое. Каждый народ вносит в культурную жизнь свои краски. И если народы живут в постоянном общении друг с другом, то не только каждый из них лучше развивает свою часть культуры, но они еще и непрерывно взаимно обогащаются и намного лучше строят общее здание культуры, вбирающее в себя все эти разнородные и разноформенные кирпичи. Поэтому, многонациональное государство, в целом, развивается значительно лучше, быстрее и, главное, интереснее мононационального. Естественно, для этого нужны очень многие организационные меры, в частности, нужно обеспечить равноправие всех культур, нужно, с другой стороны, обезопасить каждую из культур от каких-то экстремистских проявлений других. Допустим, нынешние арабские погромы явно не способствуют развитию культуры Франции и придется самим арабам найти какой-то способ поумерить пыл своей молодежи, если они хотят получить от пребывания во Франции хоть какую-то пользу. Но в целом историческая тенденция совершенно очевидна. Я уже не говорю об организационных причинах. Грубо говоря, малый народ просто не может самостоятельно выделить из себя такое число специалистов, какое нужно для обслуживания всех сторон современной разнообразной жизни. Допустим, Южная Осетия доверила охрану своих границ России не потому, что руководители Южной Осетии так уж хотят утратить свою самостоятельность, а потому, что у нее чисто технически не хватит сил на содержание собственных погранвойск. Но это организационные причины, с ними, может быть, можно было еще как-то разобраться. Но вот основной закон, закон, по которому разнообразие есть наилучший способ использования всех ресурсов и поэтому, чем больше разнообразие, тем быстрее мы все развиваемся, этот закон совершенно не приложен на всех уровнях. Поэтому, если кто-то говорит вам век империй миновал – это значит только одно, что он хочет оторвать кусок вашей империи и присоединить его к своим, чтобы самому развиваться быстрее за ваш счет. Россия и в нынешнем своем виде сохраняет достаточное разнообразие для обеспечения достаточно быстрого культурного развития, но страны соседние с Россией, входившие еще недавно в состав одного с Россией государства, сейчас зачастую искусственно обедняют свой культурный спектр, искусственно пытаются превратиться в мононациональные государства. Причем, уже сейчас очевидно, чем дальше они продвигаются по этому пути, тем резче тормозится в них развитие даже культуры того народа, ради которого якобы и делаются все эти культурные обрезания. Я полагаю, что даже если сама Россия и переживет такое ограничение, то другим странам, образовавшимся на осколках Советского Союза, надо хотя бы в порядке самосохранения как можно поскорее реинтегрироваться и тем самым вновь обрести возможность взаимодополнения, взаимообогощения и взаимоусиления