Большая Тёрка / Мысли / Личная лента Souchesagee /
В Интернете можно прочитать, дескать, Эммерих ущемил российское самолюбие. «Наш» олигарх, видите ли, не выжил. И большой пузатый российский самолёт назван неправильно. Оказывается, упрямые старушки с яйцами на Беверли Хиллс не одиноки, когда считают, что даже в Конце Света, посланном человечеству за грехи его, многое может быть несправедливо и не в их пользу.
Очередной фильм германоамериканца Роланда Эммериха «2012» - естественно, про очередную грандиозную катастрофу. На этот раз наступает Всемирный Потоп. Почти по Писанию. Здесь есть ковчег на вершине огромной горы, и в нём – каждой твари по паре (военные, чиновники, подонки, проходимцы всех рас и наций; особи всех возрастов и полов; кажется, всех профессий; а также - представители фауны и, возможно, флоры); конечно же, Ной со своим семейством. Спас человечество (в "главном" и незадачливом ковчеге) и должен войти в легенду. Воды поглощают сушу, чтобы, схлынув, представить взорам немногих уцелевших новый мир. Вместо неудачного старого. И начать всё заново.
Эммериха упрекают в схематичности, более того - примитивности сюжетов и характеров. Смотрят, однако, в разных странах. Режиссёров, которые могут похвастаться тем, что их фильмы посмотрела большая часть человечества, можно перечесть по пальцам. Это – не случайность, и не заговор «масс-медиа». Это – обыкновенный большой талант. Как тут не вспомнить слова Писателя из «Сталкера» А.Тарковского: «Вынимаешь из себя гадость. Дерьмо. Даёшь им – жрут и просят ещё».
Эммерих – автор или соавтор сценариев своих фильмов, поэтому он отвечает не только за то, КАК он снимает, но и ЧТО собственно он снимает. Позиция режиссёра, от фильма к фильму неизменная – полное презрение к человеческому обществу в целом и отдельным его представителям в частности. Последние просто не заслуживают особого внимания и детализации. Они не просто мелки – они ничтожны вместе со своими муравьиными проблемами и амбициями. Чередой проходят бессильные и бездарные начальники; подлые чиновники; агрессивно-туповатые военные; стервозные возлюбленные и жёны; эгоистичные закомплексованные детки; тщеславные старики, прожившие жизнь, но так и не нажившие ума (как старик, поймавший на удочку Годзиллу, или старушки с яйцами, за секунду до Конца Света не желающие уступать дорогу); а также учёные (писатели), чудаки на грани лёгкого и не очень сумасшествия (на них вся надежда перечисленных выше грешников). Погибающая на мосту Джорджа Вашингтона уродливая Годзилла вызывает гораздо больше сострадания, чем сотни, если не тысячи, затоптанных и задавленных ею Эммериховских нью-йоркцев.
Правительства (те, кто нами, людьми, правит), состоящие из слабых, недалёких, ничтожных людей, и их абсурдные "судьбоносные" решения (оживить и снова послать в бой убитых («Универсальный солдат»); не подписывать Киотский протокол и вызвать глобальную катастрофу, чтобы потом перебраться из своей разорённой страны в чужую, южнее («Послезавтра»); брать миллиарды за места в убежищах, утопить всех своих граждан, но великодушно и бесплатно предоставить места в ковчеге китайским рабочим, чтобы не портить себе настроение зрелищем их гибели или набрать себе политические очки в Новом Мире («2012»)).
На другой стороне, на стороне явных симпатий режиссёра – сила стихии. Могучей, разрушительной и праведной. Это – Годзилла в одноимённом фильме (1988), глобальное потепление в «Послезавтра» (2004) и Всемирный Потоп, который грядёт через 4 года. Эммерих презрительно рисует туповатый абсурд последних месяцев человечества: подленькая секретность, подкуп, убийства, продажа мест в ковчегах за миллиарды евро (зачем после потопа эти евро?!), строительство ковчегов на Тянь-Шане (корабль на горе как символ безнадёжной глупости). И грандиозные замыслы правительств, и мелкие расчёты обывателей одинаково терпят крах. Четыре из семи ковчегов - просто пустуют. На остальные - давка. Толпы летят в пропасть. То, что предназначали избранным и продавали за миллиарды, достаётся бесплатно случайным людям с лёгкой руки случайного демагога. Как писал Толстой, из великих замыслов людей всегда получается не то, что хотели, а что-то третье ("Война и мир"). Мировые религии, научно-технические достижения и чудеса архитектуры равно смывает, словно из сливного бачка. Они – просто ничто перед силой стихии. В интервью Эммерих говорил, что, вместе со статуей Христа в Буэнос-Айресе и собором св.Петра (и Папой) собирался снять и сцену затопления Мекки, но побоялся - ещё обидятся!
Такова позиция режиссёра. Кому-то нравится, кому-то - наоборот. Но все идут смотреть. И снова пойдут, когда выйдет следующий его фильм. Потому что талантливо.
А в фильме, наконец и конечно же, вот он - хэппи энд. Ценой невероятных усилий и гибели миллиардов людей - слушайте, люди, о нашем допотопном триумфе! - В АФРИКУ ПРИВЕЗЛИ СЛОНОВ И ЖИРАФОВ, а также – придурковатых, но упорных, немногочисленных, зато вполне типичных - представителей вида Homo sapiens. Ура! Мы снова победили! Нас не утопишь!
Souchesagee, норм‑коммент. Когда смотрел фильм, все происходящее на экране говорило о том, что это пародия на все грешное человечество. Но смешно не было, и стыдно не было за человечество. Только потом понял, что это пародия на кучу штампов, которые использует голливуд в общем, и сам Эммерих в частности.