С одной стороны, перед нами «роман взросления», рассказывающий о превращении ученика мага Хагена в идеальное оружие, выпестованное мятежным магом Хедином против Молодых Богов. Но эта история лежит на поверхности: копни чуть глубже — увидишь и альтернативную версию Рагнарёка из скандинавских легенд, и рассуждения о сущности порядка и божественной власти, и показ трех очень разных видов бунтарства. Иными словами, у Ника Перумова получилась книга, которая может и развлечь, и заставить задуматься, и совместить одно и другое — в зависимости от того, чего читатель ждет от нее.
Естественно, «Гибель богов» повествует о революции. Да о какой! О восстании против самих владык вселенной, которая вошла в историю фэнтези под названием Упорядоченное. Перумов отнюдь не идеализирует Хедина, Хрофта и Ракота, которым в итоге все-таки удалось под конец скинуть с небесных тронов бежавших от ответственности Молодых Богов. Хедин ради исполнения своих планов готов пойти на любые жертвы, пусть и помучавшись совестью. Хрофт алчет мести, а Ракот — так и вовсе призывает на Упорядоченное проклятие, которое будет аукаться на протяжении всего цикла об этой вселенной.
Нельзя забывать и о невероятных по размаху магических баталиях, подобных которым вы не найдете, пожалуй, ни в какой другой книге. Кто еще из писателей осмеливался не просто ввести в повествование персонажей, способных творить и уничтожать целые миры, но и дать им свободу воли? Истинные маги, Молодые Боги, Дальние и Древние силы регулярно сталкиваются в невероятных по накалу и красочности противостояниях.
Неудивительно, что «Гибель Богов», обладая таким внушительным багажом достоинств, стала одной из первых отечественных фэнтезийных книг, добившихся на заре жанра серьезного успеха. Это сейчас никого не удивляют тиражи многочисленных авторов фэнтези, имена которых подчас почти никому не известны. А в 1994 году рынок был оккупирован исключительно переводными книгами — и кто знает, не случись абсолютно заслуженного успеха «Хроник Хьёрварда», поднялся ли бы жанр до тех высот, какие мы наблюдаем сейчас. Хорошо это или плохо, но отечественные авторы уверенно вытесняют и давно уже превосходят по тиражам даже таких признанных мэтров, как Роберт Джордан, Анджей Сапковский и Джордж Мартин, — и заслугу Перумова в этом достижении сложно переоценить.
Итог: «Гибель Богов» — роман в более-менее стандартном для западного фэнтези условно-скандинавском антураже, но абсолютно русский по духу. В книге нет места пустым приключениям, а за каждой ее строчкой видится серьезный подтекст, который превращает просто увлекательный роман в настоящий шедевр — его можно перечитывать снова и снова.
http://www.mirf.ru/Reviews/review1883.htm