Постепенное овладение языком находит непосредственное отражение в формировании мышления ребенка, а также в развитии всех его психических процессов. Одновременно особенности протекания всех психических процессов в совокупности с характером воздействия среды, которая окружает ребенка, накладывают отпечаток на развитие его речи. Развитие речи и мышления ребенка происходит на основе формирования второй сигнальной системы.
Формирование сигнальных систем в детском возрасте зависит как от внутренней среды организма ребенка, так и от внешней среды, его окружающей. Поэтому детские психологи советуют родителям уделять ребёнку в этот период особую заботу.
Определяющее значение в формировании второй сигнальной системы принадлежит многочисленным воздействиям со стороны внешней среды, и прежде всего влиянию слов, слышимых и произносимых. И. П. Павлов подчеркивает особую силу слова как условного раздражителя для человека.
В основе восприятия слов и их произношения лежит совокупная деятельность ряда анализаторов. Наиболее важна среди них роль слухового, рече-двигательного и зрительного анализаторов.
Особенности развития двух сигнальных систем в детском возрасте находят непосредственное отражение в формировании процессов речи и мышления у детей. Уровень развития временных связей обусловливает собой тот или иной этап в развитии речи и мышления ребенка.