Большая Тёрка / Мысли / Личная лента katehon /
[цитата]
http://www.echo.msk.ru/programs/creditworthiness/606919-echo.phtml
Дата : | 21.07.2009 23:05 |
---|---|
Передача : | Кредит доверия |
Ведущие : | Алексей Осин |
Гости : | Михаил Хазин |
А.ОСИН: 23 часа 4 минуты. Здравствуйте, приветствую вас в этой студии. Алексей Осин у микрофона. Этот час я проведу вместе с вами. Половина его будет отдана хлебу насущному и грехам нашим тяжким и отечественному автопрому, ну, а вторая будет занята спортом, высших и других достижений. Я надеюсь, что обе будут вам равновелико интересы. У нас в гостях Михаил Леонидович Хазин, известный экономист, глава консалтинговой компании «НЕОКОН». Здравствуйте, Михаил Леонидович.
М.ХАЗИН: Добрый вечер.
А.ОСИН: Собственно говоря, солировать-то предстоит Михаилу Леонидовичу, я только лишь так, попытаюсь каким-то образом встревать в эту беседу. Давайте, может быть, начнем, действительно, с тех вопросов, которые к вам приходят. И что-то нас жуткое ожидает с АвтоВАЗом. Впервые, насколько я понимаю, будет остановлен конвейер. Почему АвтоВАЗ до сих пор как-то избегал этих каких-то ужасов в отличие от других автопроизводителей на территории России, а на сей раз, вот, почему-то его настигла чаша сия?
М.ХАЗИН: Ну, вообще это очень неприятная ситуация. Я напомню, что в пятницу газета «Ведомости» опубликовала довольно большую статью, в которой объяснила, что АвтоВАЗ надо просто тупо обанкротить, а людей, соответственно, направить на другие предприятия или даже переселить в другие регионы. Такая постановка вопроса меня поражает как минимум в 2-х обстоятельствах. Первое состоит в том, что у меня нет уверенности, что эти предприятия себя настолько хорошо чувствуют, что готовы нанимать новых людей, а не увольнять старых. Второе, в нашей стране не так-то просто переехать из одного города в другой, даже если люди вполне себе мобильные. Опять же, куда переезжать? И, наконец, третье, может быть, самое главное. Еще раз повторю – я повторял это месяц тому назад, скажу еще раз: потенциально АвтоВАЗ – один из лидеров европейского рынка автомобилестроителей.
А.ОСИН: Вот вы радуете нас всегда парадоксами.
М.ХАЗИН: Это не парадоксы, я объясню в чем дело. Дело в том, что в условиях кризиса – а кризис будет еще продолжаться и продолжаться – падает спрос. То есть иными словами, люди уже не могут себе позволить, имея 10 тысяч, там, евро, взять кредит еще на 40 и купить себе машину за 50 тысяч евро. Более того, они даже не могут себе позволить, имея 5 тысяч евро, взять кредит на 15 и купить себе кредит за 20 тысяч.
А.ОСИН: Какие-то ужасные цифры говорите. Например, они меня вот просто шокируют. Я, честно говоря, вообще не уверен, что на машину надо брать кредит.
М.ХАЗИН: Ну, в Европе-то это норма и в США. В нашей стране – да. Я, вот, лично стараюсь кредитов вообще не брать, поскольку это чревато, особенно в нашей ситуации. Те, кто взял ипотечные кредиты, особенно в долларах, сегодня пребывают в крайне тяжелом положении. Об ипотеке, впрочем, мы сегодня еще поговорим.
Так вот, возвращаясь к АвтоВАЗу. Потенциально АвтоВАЗ – это лидер. Потому что он может делать машину европейского качества по цене, по тысяче долларов за штуку. Нужно при этом понимать, что, конечно, нужно провести мощную реструктуризацию бизнес-процессов, нужно резко сократить доходы менеджмента как легальные, так и нелегальные. Ну, собственно, легальные можно сократить путем сокращения менеджмента, а нелегальные – это понятно.
А.ОСИН: А что вы за цифру назвали? 4 тысячи евро – это, простите, 170 тысяч рублей.
М.ХАЗИН: Ну, 170 тысяч рублей, да.
А.ОСИН: И что же это за машина такая?
М.ХАЗИН: Ну, будет, соответственно, какая-нибудь улучшенная «пятерка» или «девятка».
А.ОСИН: То есть, в принципе, то, что ездит, обладает рулем и новая, да?
М.ХАЗИН: И при этом еще обладает как бы некоей помехоустойчивостью в смысле, что она не рассыпается от пристального взгляда. И при этом еще не превращается, как бы это сказать... Ну вот, я не знаю. Я смотрел в интернете пару-тройку роликов краш-теста китайских автомобилей, и надо заметить, это производит неизгладимые впечатления. Ну просто, вот, если они будут делать машину за 4 тысячи евро, могу вас уверить, что когда она просто наедет на забор, то там мало кто внутри живым останется.
А.ОСИН: Вы знаете, хочу вам сказать, что даже такие поклонники отечественного автопрома как мы с Николаем Викторовичем Котовым, ну, моя предпоследняя была новая наша, а он сейчас купил тоже новую нашу. Я извиняюсь, я не раскрываю такие большие секреты. Так вот, мы даже не задумываемся о том, чтобы покупать классику, модернизированную ли или нет. Мы уж, хотя бы, по крайней мере, смотрим на автомобиль, ну, хотя бы уровня Калины, я не знаю, 14-й, десятки. А они стоят по десятке уже, а не 4.
М.ХАЗИН: Ну, хорошо, в 2 раза ее можно снизить за счет существенного изменения менеджмента компании. А вот теперь давайте смотреть. Только что АвтоВАЗу дали очень большие от государства деньги. При этом государство по неизвестным причинам не поставило жестких условий. А в результате, соответственно, деньги делись неизвестно куда, несмотря на обещания нового руководства, что уже к концу года завод выйдет на безубыточный режим работы. И более того, уже ходит слух о том, что собираются на месяц закрывать конвейер. Пока еще не решили, как мне объясняли, что последнее слово за губернатором.
У губернатора, как вы понимаете, проблемы. С одной стороны, он происходит из, как бы, из технологий Чемизовских, то есть он как бы вылез из этой системы, а с другой стороны, он сегодня губернатор, то есть он как бы ответственен перед людьми. Вот что для него окажется важнее – своя корпорация или люди, которыми он руководит – это вопрос отдельный. Но давайте разбираться. Теоретически можно. Более того, я совершенно точно знаю, что, по крайней мере, 2 группы, ну, про одну из них писали газеты, группа «СОК» на последнем заседании совета директоров предлагала свой план реструктуризации. Его, насколько опять-таки из газет, его никто всерьез не рассматривал. Ну, пускай государство объявит конкурс и выделит деньги на поддержку АвтоВАЗа не просто так, кому-то там, конкретному человеку, который сегодня руководит, а той группе которая выиграет этот конкурс. И при этом с четкой ответственностью: вот программа, вот пункты, 3 месяца, столько-то денег, такой результат. Еще 3 месяца – столько-то денег, такой результат. Кто выиграет, тот пускай и руководит АвтоВАЗом, ну как вообще во всех приличных местах делается. У нас вместо этого абсолютно без какой бы то ни было ответственности людям выдаются деньги, и после этого ожидается, что они чего-то будут делать – они разворуют все к чертовой матери.
А.ОСИН: Ну, другой принцип назначения просто. Клановый какой-нибудь, еще какой-нибудь.
М.ХАЗИН: Так надо менять принципы. Ну, все, ну, лафа кончилась. Все. Уже больше высоких цен на нефть не будет. Нужно жить, ну, переходить к нормальной жизни. «Так жить нельзя», - было такое кино, если помните.
А.ОСИН: Станислава Говорухина.
М.ХАЗИН: Совершенно верно. Вот так жить больше нельзя.
А.ОСИН: Так вот так жили, когда он снимал свое «Так жить нельзя», и все тоже клановое было.
М.ХАЗИН: Нет! Тогда мы жили совершенно по-другому. Я бы даже сказал, существенно лучше. Потому что вы понимаете в чем дело? Разница между тем, что было тогда, и тем, что сейчас, она была принципиальной вот в каком месте. Тогда власть четко совершенно понимала, что у нее имеется некоторый уровень ответственности перед населением. Население, как бы, это население могло считать, что этот уровень ответственности недостаточный. Население могло ругать каких-то конкретных чиновников. Но оно точно знало, что есть механизмы влияния в том числе и на этот уровень ответственности.
А.ОСИН: Подождите, а вы о каком периоде говорите?
М.ХАЗИН: Я имею в виду...
А.ОСИН: Конец 80-х?
М.ХАЗИН: Конец 80-х.
А.ОСИН: Это вы хотите сказать, что когда народ грыз друг другу глотки за кусок зеленой колбасы, и у власти была ответственность? Была, да? Ну, она там где-то была...
М.ХАЗИН: Еще хотя бы частично была, но она, конечно...
А.ОСИН: Водку по талонам, постричься по талонам.
М.ХАЗИН: А вам не приходило в голову, почему водку по талонам и постричься по талонам? Вот я, на самом деле, могу сказать, что как человек, который немножко разбирается в государственном управлении, что значительная часть тех событий, которые произошли в конце 80-х – начале 90-х были вызваны категорическим желанием номенклатуры, части, а также системы торговли решить 2 вопроса. Первый – передать свои привилегии по наследству, очень важная составляющая. И часть вторая – избавиться от ответственности. Вот они чувствовали эту ответственность, она их дико раздражала. Что кто-то может прийти. Да, в конце 80-х уже почти не приходили. Но сама мысль, что кто-то может прийти и спросить: «А чего это ты тут делаешь?» их дико раздражала. Вот сегодня никто не приходит и не спрашивает. Вот это неправильно. И отсутствие в нашей стране гражданского общества, о котором столько говорят, состоит именно в этом – что нету механизма. Ну, собственно, общество само ведет себя не совсем правильно, но отсутствие механизмов влияния на поведение элиты. Вот это категорически неправильное.
А.ОСИН: Но какой-то механизм есть. Пикалево, а-ля манифестации, выходы, перекрытие трасс. А почему нет?
М.ХАЗИН: Ну, хорошо, это способ, но я обращаю ваше внимание, что пока это единичные случаи. Кроме того, они, ну, скажем, это такой замечательный совершенно способ в качестве починки... Знаете, инструмент починки автомобильного двигателя – кувалда. Вот ты подходишь к двигателю, кувалдой шмяк по нему! – вдруг заработает? Ну, может и заработает. Но вряд ли. Вот вся проблема состоит в том, что нужно на самом деле создавать инструменты, которые скорее предотвращают кризис или, по крайней мере, на него реагируют в самом зародыше. К сожалению, вот этого, в общем, не очень... Это не очень делается и это неправильно.
А.ОСИН: Во всем мире, замечу я.
М.ХАЗИН: Ну, во всем мире... Кстати, это во многом очень похоже, потому что мировая финансовая элита, которая последние 30 лет практически бесконтрольно контролирует... Как это? Бесконтрольно влияет на мировую экономику, чтобы аккуратней было. (смеется) Они, соответственно, тоже зажрались, в общем, по большому счету. И этот кризис во многом связан... Он, конечно, носит объективный характер и все остальное, все понятно. Но тем не менее, то, что он зашел так далеко, то, что он будет таким глубоким и то, что пока реально никто ничего не делает, чтобы минимизировать его последствия, это, конечно, следствие весьма специфического поведения мировой элиты. Мы в этом смысле не сильно хуже, но между нами говоря, это же не достижение – хорошо бы быть получше.
А.ОСИН: Согласен. Быть таким же хреновым как и другие – это ужасно.
М.ХАЗИН: Да, это не велика честь.
А.ОСИН: Ну, не так обидно хотя бы. А то всегда мы дураки, а все умные. А получилось, что и другие-то не лучше нас, на самом деле.
М.ХАЗИН: Но я все равно считаю, что это неправильно и что надо пытаться что-то делать здесь. А там уж они пускай сами разбираются.
А.ОСИН: Ну, конечно! Так у всех же разное мнение. Одни думают, что надо так делать, другие иначе. Не факт же, что ваша идея, ваша точка зрения – она как и ленинское учение истинная, потому что она верная и наоборот. Ну, или не только ваше, извините.
М.ХАЗИН: Я понимаю, нет. Я прекрасно понимаю, что любые слова – они всего лишь слова. Именно по этой причине когда я что-то объясняю, то я стараюсь объяснить причины и следствие. Речь идет не о том, что я считаю, что вот это хорошо, а вот это плохо. Я говорю, вот смотрите, идут такие-то процессы и естественным их следствием является то-то, то-то и то-то. И по этой причине можно спорить и говорить: «Вот ты сделал тут неправильный вывод». Я готов спорить. Но пока, вот, я в 2000-м – 2001-м году, мы с группой товарищей сделали некие выводы. 8 лет нам объясняли, что эти выводы неправильные. Ну, на самом деле, пару раз за эти 8 лет у нас было ощущение «А может быть, мы, действительно, ошибаемся?» Ну, понимаете, мы-то смотрим, смотрим – ошибок не видно. Но в конце концов произошло то, что произошло. И выяснилось, что та модель, которую мы построили, она абсолютно адекватно описывает реальность.
Опять-таки, если смотреть по интеллектуальному заделу, который там, он не представляет из себя нечто выдающееся. То есть на самом деле основная наша заслуга состоит в том, что мы сумели выбиться из некоего такого общего потока. Вот грубо говоря, все шли в ногу, а мы первые подумали «А что будет, если не пойти в ногу?» Дело не в том. Мы же не говорим, что мы идем в ногу, а остальные не в ногу.
А.ОСИН: Не-не, все понятно.
М.ХАЗИН: И выяснилось, что если просто посмотреть на ситуацию немножко с другой стороны, чем вот эта общая линия, то становятся видны процессы, которые и показывают, как бы, как все будет происходить, и которые сегодня вылезли на поверхность уже абсолютно очевидно.
А.ОСИН: Но вы говорите, что сейчас народ, завтра, ну, там, через год пойдет стройными рядами покупать «пятерки» и «семерки».
М.ХАЗИН: А вы подумайте.
А.ОСИН: Нет, ну, может, я, конечно, совсем с ума сошел, но это такой парадокс получается.
М.ХАЗИН: Нет, это не парадокс, но вот смотрите. Я просто очень хорошо помню 1998-й год. Это очень показательно, потому что тогда мобильный телефон в некотором смысле был, конечно, не совсем тем же, чем автомобиль, но все-таки это был еще почти что предмет роскоши, но который постепенно становился необходимым инструментом жизни. Вот я знаю десятки людей – а у меня, ну, какой у меня круг знакомых? – которые осенью 1998 года были вынуждены отказаться от мобильных телефонов. Сегодня трудно себе представить, чтобы человек отказался от мобильного телефона, но покупать он его будет не за 15 тысяч, тем более не за 30, и даже не за 10. А купит самый простой мобильный телефон за 2 тысячи рублей.
Абсолютно такая же ситуация будет с автомобилями. Будет бензин недорогой, а дорогой относительно низкой зарплаты. Будет, соответственно, очень дорогой автосервис, особенно иномарок. Очень дорогой. И еще целая куча разных проблем. И машина будет ровно тем, чем она и была, там, в 70-е годы в нашей стране, средство передвижения в случае необходимости. Вот не просто так утром на работу, а вечером с работы. Вот просто потому, что... И при этом еще желательно на иномарке, еще при этом барышня 19-ти лет. Ну вот, вот этого не будет, скорее всего. Но это объективная ситуация. Я думаю, до нее остались буквально месяцы. Вот почему. И тогда вопрос будет так: в семье нужна машина, потому что есть дача, потому что иногда нужно кого-то отвезти в больницу или еще чего-то. Значит, семье нужна машина. На это имеется, там, 3 тысячи долларов накопленные, еще 2 тысячи можно взять по друзьям и по знакомым, и вернуть их в течение года. И что? Все? И все, и вы автоматом попадаете в эту ситуацию. Тут ничего нельзя сделать. Это будет не предмет, как бы, хвастовства или демонстрации. А вот, там, у меня Мерседес, у жены Пежо, у дочки еще чего-нибудь. Что там?
А.ОСИН: Matiz.
М.ХАЗИН: Ну, там не важно, Suzuki Jimmy ярко-красного цвета. Но, вот, это же объективная ситуация. Но давайте на нее смотреть. И при этом такая же картина будет в Европе. Такая же. Потому что, на самом деле, уровень жизни будет падать очень сильно. А в Европе не такие уж и богатые люди, даже сейчас. И машины они покупают только потому, что покупают их в кредит.
Вот это все разумеется. Это не значит, что мы автоматом получаем европейский рынок – с этим нужно работать, работать и работать. Но кто с этим будет работать? Нынешний менеджмент АвтоВАЗа, который, я прошу прощения, получает бешеные государственные деньги, живя на крайне льготных условиях при наличии программ господдержки, соответственно, продажи ВАЗа не в состоянии вылезти на уровень, ну, хотя бы нулевой рентабельности.
А.ОСИН: Так он же там регулярно меняется с течением времени, но регулярно остается таким же.
М.ХАЗИН: Не-не, последние несколько лет не меняется. А кроме того, вы знаете, когда количество вице-президентов... Вот я, значит, был тут в Самаре, мне рассказывали, что вот при Каданникове их там было 6 или 7. Я не помню точно. А сейчас стало не то 27, не то 37.
А.ОСИН: Вице-президентов?
М.ХАЗИН: Вице-президентов, да. И каждый получает большую зарплату, как вы понимаете. И сейчас, совсем недавно была программа сокращения вице-президентов, там уволили нескольких.
А.ОСИН: Троих.
М.ХАЗИН: Ну, троих. Я не помню точные цифры, но, вот, примерно так, да. Ну вот как с этим быть? Более того, они друг друга не знают и не видели никогда. Хорош менеджмент, да? Люди чего-то там делают, получают бешеную зарплату, но при этом они друг друга не видят и не знают, чем вообще занимаются. Ну ладно, это просто у меня как бы слов нет. Еще раз повторяю, единственный вариант – государство должно объявить конкурс программ с жестким условием «Кто выиграет конкурс, получает АвтоВАЗ в управление», с четким описанием, как пойдут деньги. Вот есть результаты первого этапа? Дали второй транш. Есть результаты третьего этапа? Дали четвертый транш. И так далее. Только так. Ну, а что иначе? Но уж закрывать? В городе 700 тысяч человек живет, в Тольятти – куда вы их денете? 700 тысяч человек!
А.ОСИН: Ну, это узел, конечно. Или увольнять, или не увольнять, или закрывать, или не закрывать. Социалка – самое основное.
М.ХАЗИН: На АвтоВАЗе работает из них больше 100 тысяч. С учетом членов семей – половина города. Ну, в общем, у меня просто слов нет, понимаете? И при этом когда там это печатает... Ну, я понимаю, что газета «Ведомости» - у нее как бы специфическая репутация, но, все-таки, нужно же меру знать?
А.ОСИН: Ну, спорить не буду, но записал на подкорку. Вот если сохранится наша программа «Кредит доверия» и, может быть, по другому поводу придете через годик, и тогда мы с вами взглянем в окошко и увидим несущиеся «семерки» с «пятерками» и «девятками».
М.ХАЗИН: Будем надеяться. Будем надеяться! Что взглянув в окошко, можно...
А.ОСИН: Нет, ну я просто. Я как доктор Ватсон скажу: «Но как, Холмс?!» вот с этим неповторимым выражением лица Соломина. (все смеются) Ну, у нас еще есть минуточек, наверное, 7 примерно.
М.ХАЗИН: Еще одна тема, очень интересная. Тема – резкое падение строительства, объемов строительства в июне-месяце. Самый главный такой строительный месяц – июнь, лето, пик должен быть, а оно вместо этого падает чуть ли там не на 10-13%. Почему? Вот на самом деле, ситуация абсолютно понятная. Дело в том, что весь стройкомплекс, все его не только, собственно, строительство, но и все, что с ним связано, в том числе всякие там девелоперы, я не боюсь этого слова, поскольку ни один нормальный человек не знает...
А.ОСИН: «В моем доме попрошу не выражаться». (смеется)
М.ХАЗИН: Вот-вот, да-да-да. Вообще, меня поражает эта специфика произносить разные ученые слова, не всегда понимая, что они значат. Мне еще очень нравится слово «институциональный», я его даже научился выговаривать.
А.ОСИН: Да. Волотильный.
М.ХАЗИН: И еще есть пара слов, которые я так, сходу не выговорю. Но неважно. Так вот. В чем вся сегодняшняя проблема строительной отрасли? Она выстраивалась под совершенно колоссальные доходы. Предполагалось, что пока дом строится, цена на квартиры вырастит в разы, в 2, в 3, в 4 раза. И по этой причине эти деньги можно забирать сразу. И отсюда колоссальные взятки чиновникам на всякие разрешения, колоссальные деньги за подключение к коммуникациям, ну, и т.д., и т.п. И кредиты банковские под строительство. В результате создалась картина, при которой вся вот эта вот инфраструктура в принципе может работать только при очень высоком уровне цен. Она в принципе не может работать, когда цены не растут. А уж когда они падают, она вообще работать не может. И вот тут разговаривал я с неким весьма видным строителем – я не буду говорить его имя, поскольку, как бы, я у него не спрашивал, хочет он этого или нет – который мне говорит: «Миша! Но ведь сейчас же запустить ипотеку под 5% - народ же ломанется». Я говорю: «Ломанется. Но кто же позволит сегодня запустить ипотеку под 5%, когда не структурированы все вот эти колоссальные долги?» Сегодня есть строительные технологии, которые позволяют строить дома по цене 300-350 долларов за квадратный метр. Вполне себе настоящие дома. Но кто же позволит их, соответственно, пускать, когда люди для того, чтобы получить деньги, которые они уже считают своими, должны продать за 5-6 тысяч долларов за квадратный метр вот эти вот бетонометры, в которых еще непонятно, можно ли жить. Вот пока не произойдет реструктуризации всего строительного комплекса, новое строительство невозможно.
Казалось бы, ну, уже кризис начался, уже понятно, что все это продать будет нельзя. Но весной реструктурировали бы и запустили бы стройкомплекс – уж сколько проблем удалось бы решить. Рабочие места бы появились и масса еще разного всего. Нет – держатся. Вот вам задача для государства.
А.ОСИН: Госзаказ, да, конечно.
М.ХАЗИН: А также для общественных организаций.
А.ОСИН: Вы говорите, куда деньги вкладывать – не в банки, а построить дома, продать их людям, вернуть свои деньги, построить еще дома.
М.ХАЗИН: Дешевые дома.
А.ОСИН: Ну, естественно.
М.ХАЗИН: Но если вы сегодня объявите госпрограмму строительства домов по цене 300 долларов за квадратный метр.
А.ОСИН: Вас убьют.
М.ХАЗИН: То вот эти все дома, которые сейчас стоят, их не продадут никогда.
А.ОСИН: А, то есть они ждут, пока эти продадут?
М.ХАЗИН: Они ждут, когда эти продадут.
А.ОСИН: Ну, значит, пусть ждут. Мне их не жалко.
М.ХАЗИН: Ну так, вот этим и должно заниматься государство. А людей?
А.ОСИН: Как какой-то бизнесмен, который строил эти роскошные дома, и пришел первый чуть ли не с протянутой рукой к государству. Я забыл, как называется. А, Дон-строй!
М.ХАЗИН: Ну, Дон-строй. А Батурина, я прошу прощения?
А.ОСИН: Не надо о грустном.
М.ХАЗИН: Есть такая дама. Вот. То есть на самом деле мы фактически видим, что есть вполне конкретные задачи, которые может решить государство, и это как раз государственная задача. При этом не нужно принимать новые законы, нужно просто тихо и спокойно реструктурировать всю эту отрасль с ее задолженностями и с ее до сих пор непомерными аппетитами, и начинать нормальное строительство на нормальных условиях. Дайте сегодня народу ипотеку под 5%, и у вас, соответственно, и безработица резко сократится, и народ начнет относиться. Ну, это такая задача для «Единой России». Что ей, казалось бы, выборы, там, осенью, ну, объяви «Единая Россия» программу «Строим дома по 300...»
А.ОСИН: Так пенсию ж повышают на 50%, в полтора раза.
М.ХАЗИН: Ну, хорошо...
А.ОСИН: Ну? Все бабушки будут голосовать.
М.ХАЗИН: А денежки откуда?
А.ОСИН: А это не важно.
М.ХАЗИН: Как это не важно? Вот, интересно: вот когда, соответственно, ипотека под 5% - я понимаю откуда денежки. А вот, соответственно, когда повышать пенсии в полтора раза при том, что будет в бюджете через, там, полгода.
А.ОСИН: Ну так выборы же?
М.ХАЗИН: Ну да, ну, конечно.
А.ОСИН: Я, кстати говоря, вот, все-таки, не удержусь, расскажу эту историю. Вот у меня совпало, цифры так совместились. Значит, в одно и то же время выходила замуж дочка Буша за какого-то молодого человека, обеспеченного вполне. И молодые купили себе дом в Балтиморе и заплатили за него 300 тысяч долларов американских. Я, честно говоря, не знаю, сколько там спален, ванн и так далее. Ну, наверное, несколько этажей, я думаю, там, несколько спален. Ну, хороший дом. В это же время знакомые знакомых, и мне об этом рассказывали, покупали двушку в Балашихе. Она обошлась ровно в те же деньги. О чем вы говорите? (смеется)
М.ХАЗИН: Ну, все. Вот это как раз и говорит о том, что у нас, мягко говоря, неестественная экономика в отдельных ее проявлениях. И с этой неестественностью нужно бороться. Ну, куда смотрит общественность? Куда смотрит, я прошу прощения, Единая Россия? Хорошо, Единая Россия не смотрит – куда Справедливая смотрит? Вот бы Справедливой России сейчас тему поднять, и соответственно на этой теме радостно получить на местных выборах много голосов. Но они молчат как коммунисты на допросе – я вот этого понять не могу.
А.ОСИН: Ну, Оксана Дмитриева к нам приходит, она у нас бывает, мы обязательно ей передадим ваши слова. Михаил Леонидович Хазин был у нас в эфире. К сожалению, половина уже пробила, полдвенадцатого в Москве. Я благодарю вас за то, что вы у нас сегодня были, по-моему, неплохо поговорили. Спасибо большое.
М.ХАЗИН: До свидания.
А.ОСИН: И встретимся еще в этой же студии.
[/цитата]