Большая Тёрка / Мысли / Личная лента katehon /
В мире, что происходит?, кризис
КОРОЛЬ И ПРИНЦЕССА
Станет ли Майкл Джексон «американской леди Дианой»?
Смерть Майкла Джексона стала событием, потеснившим с первых полос СМИ и кризис, и выборы в Иране, и расследование гибели аэробуса Air France. Это известие на некоторое время лишило работоспособности сайты крупнейших поисковых систем и информационных агентств в Интернете. Темные обстоятельства произошедшего, появившаяся версия халатности врачей или даже убийства, как теперь уже совершенно очевидно, превратят уход из жизни всемирно известного музыканта из прискорбного факта в аттракцион всемирного масштаба, как это произошло в 1997 году после гибели принцессы Дианы. Собственно, формулировка «американская принцесса Диана» в отношении исполнителя уже прозвучала. В Интернете вовсю идут обсуждения «Чья смерть вас больше шокировала – леди Ди или Майкла Джексона?» или «Как вы думаете, похороны Майкла Джексона будут более пышными, чем у принцессы Дианы?». Эти параллели не случайны – для фанатов образ известного, но при этом несчастного кумира в случае его трагической безвременной смерти становится объектом культового поклонения. Почти все без исключения статьи-некрологи, посвященные Майклу Джексону, содержат строки о том, какой трагичной была жизнь музыканта, о его бесконечных попытках менять свою внешность пластическими операциями, о том, что он был вечным ребенком. В неприятных историях с судебными разбирательствами, когда музыканта пытались обвинить в сексуальных домогательствах к несовершеннолетним, теперь общественное мнение видит лишь клевету на безвременно покинувшего мир талантливого артиста. Но при этом вместо уважения к памяти ушедшего и уважения чувств его родных и близких, в информационном пространстве разворачивается, к сожалению, уже традиционная для подобных случаев вакханалия. Пресса в красках описывает, как рыдали дети Джексона, когда им сообщили о смерти отца, бывшая секретарь и няня в доме певца Грейс Рварамба делится воспоминаниями о том, какие наркотики принимал Джексон, как нуждался в деньгах и не следил за собой… Но апофеозом этого мутного потока откровений, несомненно, стали слухи о заявлении печально известного доктора фон Хагенса, специалиста по пластификации человеческих тел и автора, вероятно, самой жуткой выставки современности из этих тел «Body Worlds» (по совершенно непонятной причине считающейся всего-навсего «противоречивой», а вовсе не неприемлемой и нарушающей права человека). «Доктор Смерть» якобызаявил, что собирается забальзамировать тело Майкла Джексона, поскольку таково было желание самого певца и его родных. Хагенс планирует забальзамировать труп артиста в позе его знаменитой «лунной походки» и выставить на обозрение в выставочном центре «О2» в Лондоне, где как раз должны были состояться намеченные на это лето концерты певца. Пока Джексон был жив, таблоиды писали о том, что он завещал заморозить после смерти свое тело с помощью криотехнологий, чтобы потомки, обладающие более совершенной медициной, быть может, смогли бы оживить его – однако теперь после нескольких вскрытий надежд на «воскресение» в далеком будущем уже нет. Самое главное, что с учетом обстоятельств жизни певца даже безумная версия о том, что его тело украсит театр смерти доктора Хагенса, никого не удивляет. Власти же Лос-Анджелеса тем временем готовятся к похоронам. Как сообщает The Daily Mail, на похороны артиста в Лос-Анджелес планируют прибыть около миллиона человек со всего мира, и эти похороны могут стать более массовыми, чем это было в случае с леди Ди и Элвисом Пресли. Таблоиды теперь получат благодатную тему для работы еще на долгие месяцы – впереди дележ детей, денег, прав на записи, новые воспоминания «доброжелателей». Когда-то, несмотря на известность, можно было умереть и упокоиться в мире. Поп-культура своим идолам такого шанса уже давно не дает. Даже если ты мертв, вместо концерта зрителям попробуют предложить хотя бы твой труп. Почему для миллионов людей пусть и трагическая, но все же смерть далекого и незнакомого лично человека, становится столь значимой – по некоторым оценкам, трансляцию похорон Джексона посмотрят десятки, если не сотни миллионов человек по всему миру? Ведь тот миллион его поклонников, которые едут в Лос-Анджелес, едут туда не хоронить реального человека по имени Майкл Джексон – они не знали ни его, ни его семьи, даже вряд ли все они хоть раз видели его вживую, а не на телеэкране. Они едут хоронить даже не того, кто дал им талантливую и уникальную музыку. Они отправляются прощаться с мечтой – о том, что тяжелое детство может превратиться в любовь всего мира, что можно быть счастливым отцом и при этом вечным ребенком в персональном Диснейленде, и прожить 200 лет, ночуя в барокамере. Но даже и не с мечтой, а с точкой опоры. Ведь знаменитости, если это талантливые, уникальные люди с необычной судьбой, и уж совершенно точно, если они трагически умерли, не дожив до старости, – в каком-то смысле «светские святые», это объекты поклонения, соотнесения себя и душевного родства. Психологи говорят, что современный мир – это мир вакуума идентификаций, что у современного человека нет героев, ему не в кого влюбляться и некому поклоняться, обществу не хватает людей, при взгляде на которых возникает ощущение счастья и уверенности. И поэтому коллективный ищущий взгляд выбирает себе идеал, глядя на экран и страницы глянца (подробнее о культе знаменитостей см. «ПРИВИВКА НЕПОЛНОЦЕННОСТИ») . Опрос British Airways два года назад показал, что почти 20% авиапассажиров в ответ на вопрос: «Кого вы хотели бы видеть своим попутчиком?» назвали принцессу Диану. Майкл Джексон в каком-то смысле даже больше подходит на роль виртуального кумира – он и при жизни со своими трансформациями внешности и необычными привычками был мало похож на обычного, пусть и мега-популярного музыканта, а скорее напоминал какого-то пришельца из другого мира. Уход из жизни Короля поп-музыки, несомненно, превратит его в такого же идола, как и покойную принцессу. Дело не в том, что будут жить его песни и память о нем в сердцах поклонников. В постмодернистском мире еще до появления Интернета смерть делала из и без того «симулякризированных» звезд кино, музыки и политики идолов в квадрате. Неважно, как они сами бы к этому отнеслись. Вряд ли Джим Моррисон или Че Гевара обрадовались бы своим фото на футболках отдыхающих офисных клерков, но сделать ничего уже нельзя – вместе с Мэрилин Монро, Леди Ди, Элвисом и Джоном Кеннеди, а теперь еще и Майклом Джексоном они не просто знаковые фигуры прошлого. Они – пусть и будучи мерцающими симулякрами, в бушующем море ежесекундно меняющейся реальности, где на обывателя обрушились еще и волны кризиса, становятся островками культурной стабильности. Пусть все меняется, но если Мэрилин все еще улыбается с портрета, а Джексон танцует в видеоклипе, то есть хотя бы иллюзия, что мир предсказуем. Известный своими экстравагантными прямыми заявлениями президент Венесуэлы Уго Чавес, хотя и пожелал Майклу Джексону упокоиться с миром, тем не менее уже возмутился, что телевизионный канал CNN уделил смерти Джексона больше внимания, нежели политическому кризису в Гондурасе. По словам Чавеса, «пока президент Гондураса Мануэль Селайя и его соратники рискуют жизнью, CNN “застрял” на одном сюжете, рассказывая о наградах и достижениях Джексона». И здесь не нужна никакая статистика – число тех, кто со свечами и плюшевыми мишками придет прощаться с легендой поп-музыки, не говоря уже о тех, кто следит за прощанием как телезритель, намного превышает количество любых интересующихся политическими новостями. Реальная или выдуманная жизнь кумиров – особенно во времена экономического спада – для многих окажется анестезией, спасающей и отвлекающей от проблем. Статистика уже показала, что за последние полгода люди стали проводить больше времени как у телеэкрана, так и в Сети. Но только задержаться там навсегда вряд ли получится. 30.06.2009 Маринэ Восканян оригинал статьи - http://rpmonitor.ru/ru/detail_m.php?ID=14586
ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ
АНТИКРИЗИСНЫЕ КУМИРЫ