Большая Тёрка / Мысли / Личная лента SaTiR /
23 фото
Вот решил рассказать о наиболее интересных (на мой взгляд) кораблях спецназначения.
X-Band Radar
Эта удивительная плавающая конструкция, венчает которую нечто, напоминающее огромное яйцо, на самом деле является первым в своем роде плавучим радаром, который был создан американцами в 2006-м году.
Радар носит название Sea-Based X-Band Radar (SBX) и призван обнаруживать запуски межконтинентальных баллистических ракет.
Но что интересно, платформа для этого важного элемента системы противоракетной обороны США была построена русскими.
Вся конструкция весом 50 000 тонн (на минуточку) и высотой 86 м (примерно как 20-этажный дом!) может передвигаться со скоростью не более 13 км/ч.
В данный момент эту махину можно наблюдать в районе Гавайских островов.
В 2006 году американцы создали первый в своем роде морской плавучий радар, стоимость которого превысила 815 миллионов долларов. Новинка получила название Sea-Based X-Band Radar (SBX). По словам военных, основная задача SBX - обнаружение запусков межконтинентальных баллистических ракет.
«Морской радар» является одним из ключевых элементов системы противоракетной обороны США – Ground-based Midcourse Defense system (GMD).
Как ясно из названия, эта система сосредоточит своё внимание на среднем участке полёта боеголовок. Именно на этом участке (вне атмосферы) ракеты-перехватчики и должны будут сбивать вражеские "снаряды".
SBX предназначена для обнаружения и слежения за космическими объектами, в том числе высокоскоростными и малогабаритными, а также выработки данных целеуказания. По заявлению разработчиков, РЛС обладает высокой избирательной способностью и помехоустойчивостью, она способна эффективно «отсеивать» многочисленные ложные цели, выставляемые из боевых частей баллистических ракет и призванных скрыть настоящие боеголовки. Станция также обладает возможностью проводить оценку результатов применения ракет-перехватчиков по боеголовкам баллистических ракет противника и, в случае неудачного исхода, выдавать команду на повторное применение средств ПРО. Мобильная станция SBX является дополнением станции-прототипа XBR стационарного наземного базирования.
Сам радар SBX весит 2 тысячи тонн. Конструктивно он выполнен в виде так называемой фазированной антенной решётки и имеет 69 тысяч 632 многочастотных приёмно-излучающих модулей. Пентагон надеется, что радар, который будет работать в сантиметровом диапазоне, сможет с большой точностью отличать реальные боеголовки от ложных целей на промежуточном участке траектории их полета.
Общий вес этой самоходной радарной установки составляет 50 тысяч тонн. Высота сооружения, от киля до верхушки радарного купола — 86 метров. Главная палуба имеет размеры 70 х 119 метров.Огромная конструкция высотой с 20-этажный дом способна самостоятельно передвигаться в океанских водах со скоростью до 7 узлов (13 км) и может быть передислоцирована в любую точку океанской поверхности для обнаружения ракет.
Информация с него будет поступать в командный центр в Колорадо-Спрингс (штат Колорадо), а оттуда - на армейскую базу Форт-Грили на Аляске и базу ВВС Ванденберг в Калифорнии, где установлены первые ракеты-перехватчики. Аналогичный радар, получивший название “Кобра-Дейн”, планируется создать на острове Шемия, также входящем в состав Алеутской гряды.
О том, как будет защищён сам радар от нападения противника – ничего не сообщается однако, вполне возможно размещение на нем комплексов ближнего радиуса действия типа Морской Воробей или Вулкан MK.15.
Конструктивно SBX представляет собой радиолокационную станцию, установленную вместе с обеспечивающим оборудованием на самоходную полупогружающуюся нефтяную платформу CS-50, построенную в 2001 г. на российской Выборгской судоверфи и изначально предназначенную для обеспечения нефтедобычи на шельфе Северного моря (первоначально платформа называлась «Moss Sirius»). Контракт стоимостью $45 млн. был выдан норвежской компанией Moss Maritime (ныне входит в состав оффшорной компании Saipem). После передачи заказчику платформа была приобретена корпорацией Boeing для своего проекта Sea-based X-band Radar, реализуемого по линии Минобороны США.
Переоборудование платформы «Moss Sirius» было произведено на судостроительной верфи компании AmFELS в городе Браунсвилл (Brownsville, США), на самой границе с Мексикой. Модуль с радиолокационной станцией был собран и установлен на платформу специалистами судостроительной верфи компании Kiewit Offshore Services в городе Инглсайд (Ingleside), около г. Корпус-Кристи (Corpus Christi, штат Техас) – на северном побережье одноименного залива. Что касается самой радиолокационной станции, то ее разработкой и производством по контракту с корпорацией Boeing занимается подразделение Integrated Defense Systems компании Raytheon. Поставкой оборудования системы спутникового наведения и интеграцией различных систем на платформе занимается компания Harris Corporation – также по контракту с корпорацией Boeing. Она же поставляет оборудование спутниковой системы связи с наземными пунктами управления. Соответствующий контракт стоимостью $7,7 млн. был выдан 17 сентября 2003 г.
Вместе с тем, среди самих военных нет однозначной точки зрения относительно нового морского радара. Действующие военные США уклоняются от комментариев, однако Филип Койл, секретарь Министра обороны США во время президентствования Билла Клинтона (1994-2001гг), полагает, что данная разработка - пустая трата денег, так как на разработку SBX потрачено без малого миллиард долларов, однако морские штормы, соленая вода и постоянные ветры в океане будут крайне неблагоприятно действовать на сверхчуствительные приборы новинки. Кроме того, Койл говорит, что такую разработку было бы лучше вообще разместить где-нибудь в тихой горной местности, а не в океане.
Морская Тень
построен/спущен в 1993г.
Длина: 49,9 м
Ширина: 20,7 м
Водоизмещение: 560 тонн
Запас хода: 2250 миль
Осадка: 4,3 м
Экипаж: 12
Скорость: 13 узлов
Специалисты американской корпорации "Локхид-Мартин" сконструировали и построили опытное судно-невидимку «Морская Тень» в 1993 году. Надводная часть этого весьма необычного корабля опирается на два узких подводных корпуса, что позволяет уменьшить сопротивление морских волн, а значит, и свести до минимума демаскирующий кильватерный след. Несущие конструкции, соединяющие под углом в 45 градусов надводный корпус с подводными, не только повышают поперечную устойчивость судна, но и снижают его эффективную площадь рассеивания (ЭПР) - характеристику радиолокационной заметности. Особая структура металлического корпуса заставляет луч корабельных и авиационных радиолокационных станций (РЛС) не возвращаться назад, а как бы отскакивать в сторону. Носовая и кормовая оконечности тоже сделаны с таким расчетом, чтобы "отпасовывать" радиолокационные лучи. Плюс к тому специальный радиопоглощающий состав, покрывающий места сопряжения конструкций корпуса (эти неровности - главные источники радиолокационной заметности).
Военные моряки привнесли в технологию свои, оригинальные элементы, отсутствующие в базовом наборе средств обеспечения малозаметности. В частности, можно назвать создание вокруг корабля завесы из множества мельчайших брызг, что заметно уменьшает его собственное излучение в инфракрасном (тепловом) диапазоне волн и несколько снижает эффективность высокочастотных радаров.
Специалисты "Локхид" не случайно взялись за создание «Морская Тень». Именно этой корпорацией был сконструирован первый в мире серийный истребитель по технологии "стелс" - F-117A "Найт хок" ("Ночной ястреб").
SSP-1 Каималино
построен/спущен в 1973г.
Длина: 30 м
Ширина: 15 м
Водоизмещение: 190 тонн
Осадка: 5 м
Экипаж: 8
Скорость: 25 узлов
Вооружение
Вертолеты: 1
Поиск наиболее эффективных формообразований привел кораблестроителей к катамаранам, а точнее, «катту-маранам», что в переводе с языка томилов, населяющих побережье южной Индии и о.Цейлон, означает «спаренные деревья». Подобные суда были известны человеку с древнейших времен. Они представляли собой лодку, соединенную с бревном-противовесом, или конструкцию из двух и более скрепленных между собой лодок. Катамараны во все времена были известны как хорошие ходоки.
В наше время катамаранами обычно называют суда, состоящие из двух корпусов, соединенных между собой жесткой конструкцией — «мостом», или такие, у которых носовая часть выполнена однокорпусной, а ближе к корме корпус раздваивается.
Остойчивость катамаранов обеспечивается за счет большого расстояния между корпусами, что позволяет резко уменьшить ширину корпусов до минимальной, лимитируемой плавучестью. Правда, стремление сузить каждый корпус приводит к резкому увеличению осадки, а с ростом осадки возрастают смоченная поверхность и сопротивление трения, зато существенно снижается волновое сопротивление. Это именно те условия, которые предпочтительны для быстроходных кораблей.
Однако и здесь не обходится без «но». При увеличении отношения длины корпуса к ширине возрастает масса корпуса. Кроме того, при чрезмерно большой осадке волнообразование катамарана становится сопоставимым с аналогичным по водоизмещению однокорпусным кораблем, а порой и превышает его.
В попытке устранить этот специфический недостаток кораблестроители обратились к полупогружной схеме, иногда называемой поплавковой. Конструкция представляет собой два несущих подводных корпуса сигарообразной формы, соединенных Продольными стойками с надводной платформой — мостом. В таком варианте площадь действующей ватерлинии резко сокращается. Снижается сопротивление воды движению корабля за счет практически полного исключения волнового сопротивления.
Кроме того, улучшаются мореходные качества корабля в штормовую погоду. Характеристики поведения корабля на волнении (качка, заливаемость, снижение скорости) определяются возмущающими силами, величина которых зависит от степени волнения моря и формы обводов корпуса корабля. Обводы корпуса в свою очередь характеризуются площадью, формой и величиной действующей ватерлинии. С учетом этих соображений специалисты ВМС США уделяют серьезное внимание разработке полупогружных катамаранов типа SWATH (Small Waterplane Area Twin Hull).
Кроме хороших ходовых и мореходных качеств корабли типа SWATH характеризуются надводным корпусом, форма которого не лимитируется требованиями гидродинамики.
В 1969 г. по заказу ВМС США был разработан экспериментальный полупогружной катамаран «Каималино» с газотурбинной энергетической установкой мощностью 4000 л. с. и скоростью полного хода 25 уз. В 1973г. корабль был построен, и с тех пор на нем отрабатываются проблемные вопросы и конструктивные решения. В 1993 г. на этом принципе построен корабль-невидимка Морская Тень.
В США проводятся проектные проработки кораблей типа SWATH в вариантах авианосцев, эсминцев и сторожевых кораблей. Модельные испытания показали, что выигрыш в мощности энергетической установки по сравнению с аналогичными кораблями может составить около 50 процентов.
SSX-1
построен/спущен 1955/1985
Длина: 15,2 м
Водоизмещение: 36 тонн
Глубина погружения: 15 м
Экипаж: 2
Подводная лодка «SSX-1» (второе обозначение X-1) предназначена для скрытной доставки разведывательно-диверсионных групп, постановки мин в портах и базах, а также для уничтожения с помощью легководолазов подводных заграждений во время десантных операций.
Корпус «SSX-1» имеет хорошо обтекаемую форму практически без выступающих частей. Прочный корпус разделен на два отсека: обитаемый, в котором располагается экипаж и приборы управления, и необитаемый, где установлен двигатель со вспомогательными механизмами.
Носовая часть обитаемого отсека разделена по высоте на два яруса прочной платформой. В нижней части расположена шлюзовая камера для выхода легководолазов, а в верхней части размещены две койки, аккумуляторная батарея, баллоны воздуха высокого давления и кислорода. На «SSX-1» установлен входной люк, крышка которого закрыта откидным листом надстройки. В этом же отсеке установлены приборы гидроакустики, устройство для кондиционирования воздуха, пульт управления подводной лодкой и двигателем, аналогичный пульту управления самолетом.
Дизель, установленный в необитаемом отсеке, работает по единому циклу на перекиси водорода, запас которой хранился в носовой оконечности прочного корпуса в цистерне объемом 1680 л.
Из-за повышенной взрыве - и пожароопасности энергетической установки на «SSX-1» в феврале 1958 г. произошел взрыв. После ремонта в декабре 1960 г. на ней смонтировали обычную дизель-электрическую установку.
Поскольку «SSX-1» предназначена для диверсионно-разведывательных действий, предусматривалась возможность транспортировки ее на самолетах и вертолетах. Для облегчения такой транспортировки корпус ее выполнен из трех блоков, соединенных болтами, при этом сборка может производиться экипажем лодки.
Постоянный экипаж лодки состоит из двух офицеров-водителей, радиста-гидроакустика и механика. Кроме того, на подводной лодке можно разместить еще четырех легководолазов-диверсантов.
Для создания нормальных условий работы личного состава, находящегося в весьма стесненных условиях, на подводной лодке предусмотрена установка кондиционирования воздуха хладопроизводительностью около 40000 ккал/ч.
Сверхмалая подводная лодка «SSX-1» используется на учениях и маневрах по проникновению подобных диверсионных средств в защищенные порты и базы, а также для разработки тактики борьбы со сверхмалыми подводными лодками противника.
AS-33 Симон Лейк
построен/спущен 1964/1999
Длина: 193 м
Ширина: 22,5 м
Водоизмещение: 22250 тонн
Осадка: 9,1 м
Экипаж: 1500
Скорость: 18 узлов
Вооружение
Зенитные установки: 4 20 мм
В 1963 — 64 гг. для военно-морских сил США были построены две однотипные плавбазы типа «Симон Лейк». Каждая из них может обеспечить базирование 9 — 12 и обслужить одновременно 3 — 4 атомные ракетные подводные лодки.
Основное назначение этих плавбаз — восстанавливать боеспособность атомных подводных ракетоносцев в межпоходовый период (снабжать их всеми видами материально-технических средств, в том числе ракетами и торпедами, производить межпоходовый ремонт и размещение на борту плавбаз личного состава подводных лодок для отправки его на отдых в тыловые базы).
Плавучие базы типа «Симон Лейк» от плавбаз типа Ханли отличаются большими производственными возможностями и более широкой номенклатурой предметов доснабжения подводных лодок. Кроме того, грузовые устройства новых плавбаз позволяют производить одновременную выгрузку ракет с двух подводных лодок.
DSRV
Длина: 15 м
Ширина: 2,4 м
Водоизмещение: 38 тонн
Глубина погружения: 1524 м
Экипаж: 4
Скорость: 4 узлов
ВМС США приступило к созданию глубоководных спасательных аппаратов (ГСА) в конце шестидесятых годов, после гибели атомной субмарины Трешер.
В начале 1970 в состав ВМС США вошли два ГСА типа «DSRV». Эти ГСА предназначены для быстрого оказания помощи затонувшей ПЛ в любой точке Мирового океана, и они могут транспортироваться специальным трейлером, транспортными самолетами типа С-5А или С-141, а также надводными кораблями и специально модернизированными многоцелевыми АПЛ (в настоящее время восемь американских, четыре английских и одна французская АПЛ могут транспортировать американский ГСА под водой). В случае необходимости ГСА может оказать помощь аварийной ПЛ подо льдом.
Легкий корпус ГСА типа «DSRV» выполнен из стеклопластика. Прочный корпус состоит из трех сферических отсеков диаметром 2,286 м, соединенных между собой переходными люками, и изготовлен из высокопрочной стали. В носовом отсеке находятся системы управления и экипаж: командир и его помощник, два оператора. В среднем и кормовом отсеках могут разместиться до 24 спасаемых. В среднем отсеке расположены два люка: нижний соединен с переходной шахтой стыковочного устройства, верхний предназначен для выхода из ГСА.
Для поиска затонувшей ПЛ ГСА оснащен разнообразным радиоэлектронным вооружением, включающим гидроакустические станции, аппаратуру звукоподводной связи и ТВ-камеры. Кроме того, ГСА оснащен манипулятором для расчистки аварийно-спасательного люка ПЛ, если он завален обломками. Стыковка ГСА с ПЛ возможна при крене и дифференте до 450.
В настоящее время срок службы этих ГСА заканчивается. Им на смену должны прийти новые глубоководные спасательные комплексы, состоящие из СК и декомпрессионной камеры. Этот комплекс также будет иметь возможность транспортироваться по воздуху.
ну и как бонус HSV
Запас хода: 1200 миль
Осадка: 4,2 м
Грузоподёмность: 815 тонн
Длина: 101 м
Ширина: 26,6 м
Экипаж: 45
Скорость: 48 узлов
Вооружение
Вертолеты: 1
В декабре 2000 года компания «Bollinger» заключила стратегический альянс с австралийской судостроительной и инжиниринговой компанией «Incat Tasmania» для совместного продвижения на американский рынок высокоскоростных катамаранов по проектам «Incat». Отличительными чертами судов такого типа являются большая грузовместимость и быстроходность.
Катамаран типа «HSV» может выполнять сразу несколько функций, таких как разведка, перевозка солдат и техники, определение местоположения мин, общее командование и управление боевой операцией. Судно может нести 815 тонн полезного груза со скоростью сорок узлов, а максимальная скорость достигает сорока восьми узлов. «HSV» имеет два контейнерных отсека типа РО-РО с гидравлической системой погрузки.
Технологии, обкатанные в гражданском судостроении, относительно низкая стоимость и легкость в доводке судна под конкретные военные цели делают высокоскоростные катамараны от «Incat» очень удобным военным инструментом, способным выполнять несколько задач одновременно.
Конечно невозможно представить все многообразие этих кораблей в одном посте. Но морскую тематику скоро продолжу кому интересно.