Применение смешанных материалов вызывало необходимость оштукатуривания зданий или, наоборот, привычное применение штукатурки в обычном строительстве и привело строителей к более рациональному и экономичному использованию различных материалов в монументальном зодчестве. Возможно, строители рассчитывали на то, что штукатурка скроет под своим покровом неприглядные швы и различия в фактуре материалов камня и кирпича и другие возможные дефекты.
Все здание в целом, включая все его детали, покрывалось штукатуркой особого состава, отличающейся замечательными качествами прочности и блестящей полированной поверхностью. Штукатуркой покрывали храм, возможно, еще в целях предохранения от выветривания.
В храме Кайласа и Вайкунтха Перумала применялся песчаник неслоистой структуры, легко поддающийся обработке во всех направлениях. Большинство скульптурных работ исполнялось на месте после окончания каменной и кирпичной кладки, и лишь немногие скульптуры выполнены из монолитного куска камня. Это подтверждается сохранившимися под штукатуркой швами, перерезающими скульптурные фигуры. Такой метод работ характерен для большинства районов Индии за исключением Ориссы и Майсура, где скульптура обрабатывалась в каменоломнях. Это объясняется тем, что скульпторы, привлеченные к работам в храмах, сложенных из камня, использовали привычные навыки работ в сооружениях из дерева или в скульптурах, высеченных в скале. Здесь, как обычно в каменной и кирпичной кладке храмов, известковый или цементный раствор не имел места. Каменные блоки соединялись деревянными или металлическими штырями или скрепами.
Храмы Кайласа и Вайкунтха Перумала существенно различаются между собой. Более архаичная композиция храма Кайласа сближает его с известным сооружением — буддийским монастырем Такхт-и-бахаи-II в., расположенным на северо-западе Индии. Тот же прямоугольный двор, окруженный по внутреннему периметру однотипными целлами,. и возвышающийся в центре двора главный объем святилища — вимана, сдвинутый от входа к западному торцу и соответствующий стоявшему в монастыре ступа.
К наружным стенам главного объема виманы примыкают, как и в ранних храмах на севере, дополнительные святилища. По структуре эти объемы идентичны целлам, окружающим двор, но несколько превосходят их размерами. И те и другие называются ратха или альпапрасада, т. е. первичный храм. Это—самостоятельный, квадратный в плане, объем с глубокой нишей, завершенный куполом и выступающим вперед портиком, на внутренних стенах имеются скульптурные изображения, а внутри стоит лингам. Альпапрасада имеет те же самые формы, свойственные: монолитной ратхе Драупади Мамаллапурама, небольшим святилищам на рельефах Гангаватарама и высеченным в скалах Ундавалли. Интересно отметить большое сходство форм и видов южноиндийских построек V—VII вв. со зданиями, встречающимися в рельефах Бхархута и Санчи, созданными в первых веках до нашей эры на Севере Индии.