Большая Тёрка / Мысли /
«Язон» или «Ясон» — не принципиально, по‑моему.
Если уж так хочется докопаться до истины, то ...
(что‑то греческие буквы не вставляются здесь) короче, йота‑альфа‑сигма‑омикрон‑ню — читается ЯСОН (ЙАСОН), с ударением на первом слоге, так как греческая буква СИГМА никогда не озвончается, т.е., всегда читается как С.
Однако, по правилам чтения многих европейских языков, из которых часто заимствовали мифы в русский язык, С между гласными озвончается в З. Тогда получается ЯЗОН.
Нужно просто знать, что можно и так, и сяк :-)
Фильм явно предназначен для любителей "Перевозчика" того же режиссера Луи Летеррье.
Нарочитая топорность главного героя (Уортингтон), подчеркнуто грубо сляпанный сюжет. "Не боги горшки обжигают" - девиз и фильма, и режиссера. Все это могло бы "сыграть", кабы тема была "заезженной". Увы! Это не так. Получается, что лучшая экранизация древнегреческих мифов - это советские мультфильмы ("Персей и Андромеда" и проч.), совершенно мировому зрителю неизвестные. И еще - "Одиссея" Кончаловского, которая на фоне этого фильма - просто бессмертный шедевр!
Обвинять сценариста Lawrenc'a Kasdan'a в некомпетентности - рука не поднимается (такие фильмы, как Империя наносит ответный удар (1980), Возвращение джедая (1983), Сильверадо (1985), Я люблю тебя до смерти (1990), Телохранитель (1992), Французский поцелуй (1995), Ловец снов (2003) в комментариях не нуждаются. В большинстве из них - главные герои грубоваты и немногословны, как кирпич, упавший на голову. Когда-то это было здорово. Сейчас - время другое.
Да и не в грубости "Персея" дело! Сомневаюсь, что легендарный основатель Микен, предводитель полудиких (или совсем диких) ахейцев, захвативших Пелопоннес около 22 в. до н.э., был хотя бы на сотую долю столь же глянцевым, как персонаж Сэма Уортингтона, несмотря на все его солдафонство (вполне современнное). Но то, что настоящий Персей должен был быть, как это сейчас принято говорить, харизматичным, с огромной внутренней энергетикой и умом, это точно. Уж он-то зрителей-то зацепил бы за живое, без Пегаса (имя переводится, как "выпрыгувший", потому что конь выпрыгнул из тела обезглавленной Медузы) и даже без Кракена!
Кстати, о Кракене. Кракен - гигантский спрут из скандинавских (средневековых, естественно) легенд. Не титан. В легенде было существо вроде морского змея, Дракон (что по-гречески значит "змей"). Возьмем, например, басню Эзопа "Червяк и змея". По-гречески (в Эразмовом чтении, древнем) это звучит "Сколекс кай Дракон". Это не принципиально. Но совершенно не понятно - зачем же Кракен, похожий, как разлученный в детдоме брат-близнец на эмериховскую Годзиллу? "Станок" для жертвоприношений - из Кинг-Конга. И так далее... При безграничных возможностях современной компьютерной графики - такая убогая фантазия. Возможно, нарочито убогая...
Богоборческая идея фильма (видимо, стержневая) - просто абсурдна. При живых-то богах! Возможно, это могло бы сыграть во времена молодости г-на Каздана, в бушующие 70е, но не сейчас, во времена прагматиков, да и не так тогда надо было снимать. В общем, боги, видимо, обиделись и не вдохнули жизнь в персонажей этого фильма, а у режиссера и сценариста выключили талант. Боги завистливы и мстительны...
Справедливости ради нужно сказать, что была еще одна экранизация (кажется, 1981 года), тоже голливудская. Она, так сказать, порядочнее относилась к мифологии, настолько, насколько вообще Голливуд может относиться порядочно к тому, что не произросло на американской почве
Классный фильм! Стал культовым. Есть клубы, сайты и проч. И не зря. Кино на 5. Очень советую. Пересказывать и анализировать бессмысленно. Это нужно просто увидеть. И музыка не подкачала. Слушаю саундтрек с удовольствием.
На тех, кто любит мелодрамы или тупые драки, правда, фильм не рассчитан. Но для них и так много фильмов, так что огорчаться тоже не стоит.
А что, кто‑нибудь пробовал коктейль «Белый русский»?
Наверное, может быть смело рекомендован в качестве факультативного материала для студентов медицинских ВУЗов. Клинически точный от социальной мотивации до форм и стадий наркотической зависимости. Прямолинейный, как учебник, от названия до финала. То есть, прет по мозгам, как каток, и вбивает тяжелые и незабываемые картины. Про то, с каким коварством и многими дверями, входит наркотик в жизнь конкретного человека, и что потом происходит.
В какой‑то момент показалось, что режиссер замахнулся на более широкие обобщения. Но нет, всё‑таки ушел в наркоманию с головой.
Чуть‑чуть прикоснулся фильм к проблеме смысла жизни маленького человека в постиндустриальном обществе (вернее, ее бессмысленности и безнадежности), многослойности зависимостей (от обжорства до телемании), что было бы, пожалуй, поинтересней для тех, кто, слава богу, никак не причастен к жизни наркоманов и их близких.
Живописных преувеличений совсем немного, и они мимолетны.
Великолепная музыка Клинта Манселла не оставит равнодушным даже самых искушенных зрителей. Думаю, фильм войдет в классику кинематографа.
Кто там говорит про историю?!
На таком фоне "Иван Васильевич" Гайдая кажется самым достоверным и объективным историческим фильмом.
Коль скоро мы мним себя европейцами, может быть, стоит поучиться у европейцев аккуратному обращению с родной историей?
Лунгин взял хрестоматийного злодея отечественной истории (образ которого был создан поляками и династией Романовых) и противопоставил его одному из православных иерархов. Сюжетная линия - почти голливудская, т.е., маньяк совершает злодейства ради злодейства. Без мотивации. Без смысла. Видимо, он так и родился, опасный безумец, с окровавленным топором и кровожадным блеском в глазах.
Излишне говорить, что 16й век... он... того, был достаточно суровым. Борьба за централизованное государство везде была жестокой, без поддавков. Взять хотя бы современную событиям Варфоломеевскую ночь, в которой погибло людей больше, чем за всю опричнину. Не призываю делать из художественного фильма документальное исследование, однако глумится над историей тоже негоже... Беда Ивана 4-го только в том, что у него не осталось наследников, и династия прервалась. А непрерывные войны 16-17 века между католиками и протестантами, в которую оказалась вовлечена Русь, тяжким бременем легли на все народы Европы. Голод, холод, мор, болезни, казни, инквизиция и проч.
Результаты истребительной деятельности испанской инквизиции при Торквемаде, в период от 1491 до 1498 года, выражаются следующими цифрами: около 8 800 человек было сожжено на костре; 90 000 человек подверглось конфискации имущества и церковным наказаниям; кроме того были сожжены изображения, в виде чучел или портретов 6 500 человек, спасшихся от казни посредством бегства или смерти. Это только за 7 лет!
Семьи осужденных подвергались полному разорению. Ллоренте, историк Инквизиции, подсчитал, что Торквемада и его приспешники в течение восемнадцати лет сожгли на костре 10220 человек; изображений человеческих сожжено 6819; наказано иными способами 97321 человек! Папское правительство получило большие суммы денег путем продажи богатым людям разрешений, освобождающих их от посягательств Инквизиции.
За 12 лет до Лунгина, протестанты (тоже, естественно, аскеты в черных одеждах, борцы за чистоту идеи) в просвещенной Швейцарии, уже сожгли на костре Мигеля Сервета, первооткрывателя малого круга кровообращения. Через 35 лет - сожгут на пьяцца дель Фьоре в Риме Джордано Бруно. Ещё через 33 года, Галилео Галилей, пожилой ученый, не выдержав пыток в "испанском сапоге", отказался от гелиоцентрической системы (хотя, по легенде, все-таки пробормотал: Eppur si muove! (А все-таки она вертится!). Чем пуританская диктатура Кромвеля, возникшая на 60 лет позже, лучше русской опричнины? Даже одежда та же - чёрная, и на голое тело. А всё - борьба за чистоту идеи! Этот список можно продолжать БЕСКОНЕЧНО!
Ещё одно соображение: если между шведом Рюриком и немками Екатеринами и их потомством попадается русский государь, то он - либо кровавый деспот, будь то Иван 4й или Пётр 1й, либо дурак, как Павел (да и тот, правду сказать, немец). Пропадаем мы без немцев, вот что! Не думаю, что Лунгин хотел сказать именно это, но идея фильма получилась именно такой. Она пришлась бы ко двору в 90х, но теперь мы все уже наелись чернухой про родную страну и историю. Время собирать камни, а не бросать их в себя, родимых... А мы и рады, твердим, вытирая сопли и слёзы: "Вона, оказытся, какие мы уроды! Де мы, а де Ивропа?!"
Кстати, а зачем снят фильм? Что режиссер хотел этим сказать?
Нет ответа. Может, лучше было заняться биографией Чикатило и снять со "звероподобным усердием" что-нибудь в роде "Молчания ягнят"?
Еще одна версия: просто очередной сюжет ПРО БЕЛУЮ ВОРОНУ. Личность против толпы. Атеист среди верующих. Человек вне политики и страстей, охвативших всех. Образованный человек среди невежд. Стойкий человек среди предателей и колеблющихся. Женщина среди мужчин. Аменабар по-рыцарски относится к своим героиням, к этой – тоже. Нежно-почтительно. Для современного кино - едва ли не единственный такой режиссер. Исторический сюжет – просто декорация. Хорошо сделанная, но всё же декорация со всеми условностями, ей присущими.
Почему так бескомпромиссно и прямолинейно снят фильм? Возможно, в Испании - тоже перестройка. Впервые с 15го века (почти) кто-то позволил себе высказать кое-что о... нет, не о христианстве. О церкви. Об институте, удерживающем свободу личности на прокрустовом ложе религиозных правил. Думаю, за это время наболело у них там более чем достаточно. Недавно вышел ещё один испанский фильм с антиклерикальным сюжетом, "Гойя". А ещё - испанские же «Дневники нимфоманки».
О религии: удивительное явление! С рациональной точки зрения – ну сказки ведь! Однако всё гораздо сложнее. Любопытное явление социальной психологии, религия. В отличие от опиума, появляется прямо из воздуха. Не было на протяжении истории человечества ни одного народа-атеиста. Кажется, не было. Там, где религию запрещали (например, Великая французская революция 1789 года), немедленно появлялись другие культы, «живые» кумиры – Наполеон, скажем. То же – в национал-социалистической Германии. То же – в советской России. В позднем СССР «сверху» навязывались суррогатные культы: поклонение Ленину, как «подлинному» коммунисту-полубогу, обретшему истину в последней инстанции; обряды поклонения почти обожествлённым героям Гражданской и Отечественной, ударникам комсомольских строек и даже Хлебу («Хлеб – всему голова!»). Распекали на собраниях колхозников, кормивших свиней хлебом и подростков, которые бросали куски хлеба на улице. Случай, когда подростки играли буханкой хлеба в футбол, обсуждался всей страной, на телевидении и в газетах. Был и нарастающий интерес к настоящим религиям, который образованные коммунисты в 3-4м поколениях встречали «с молчаливым пониманием».
В раннее постсоветское время, на фоне возрождения религии (очень тесно увязанного с «национальным вопросом»), появились разные секты; очень популярным был культ романтических Бандита и Путаны. О них шептались на улице и на работе, о них снимали фильмы, писали репортажи. Дети мечтали стать такими, как они.
Удивительное дело, но за последние 20 лет храмов различных конфессий было построено в сотни (если не в тысячи!) раз больше, чем школ, больниц, детских садов. При бедственном положении и острой нехватке и школ, и больниц, и детских садов, и дорог, и квартир, и прочего материального. Причём, строили действительно «всем миром». Главная (возможно, единственная) национальная идея – религия! Быть атеистом стало как-то не принято, а говорить об этом публично – просто неприлично. Хотя любой образованный и мыслящий человек, тем паче, знакомый с историей религии, просто не может им не быть. По крайней мере, в душе, а не вслух, чтобы не быть БЕЛОЙ ВОРОНОЙ.
Когда и у кого появилась религия – трудно сказать. Возможно, она существует не только у человека. Не исключено, что волчий вой на Луну – тоже своеобразный религиозный обряд. Мозг – загадочная штука!
Если действительно есть вселенский разумный дух, породивший Большой Взрыв и законы природы, управляющий галактиками и туманностями, эволюцией звёзд и планет, бактериями и животными, растениями и насекомыми, заботящийся о мутациях и раковом перерождении, эпидемиях и войнах (это уже было, у Вольтера, «На гибель Лиссабона», кстати)… Достаточно посмотреть на тысячи трупов людей, погибших в землетрясениях и цунами, вспомнить о десятках миллионов погибших в последних войнах, посмотреть в глаза двухлетнему ребёнку, умирающему от саркомы – и станет ясно, что он, этот мировой дух, СОВЕРШЕННО БЕСЧЕЛОВЕЧЕН. И другим быть просто не может. Чего ж ему молиться?! В фильме, время от времени, показывают Землю из космоса. Взгляд Творца, так сказать…
"Теперь давайте поговорим об истинном Боге, настоящем Боге, великом Боге, высочайшем и верховном Боге, подлинном творце реальной вселенной… — вселенной, не изготовленной вручную для астрономической детской, но возникшей в безграничной протяженности пространства по повелению только что упомянутого подлинного Бога, Бога невообразимо великого и величественного, по сравнению с которым все другие боги, мириадами кишащие в жалком людском воображении, подобны рою комаров, затерявшемуся в бесконечности пустого неба…
Когда мы исследуем бесчисленные чудеса, великолепие, блеск и совершенство этой бесконечной вселенной (теперь мы знаем, что вселенная бесконечна) и убеждаемся, что всё в ней, от стебелька травы до лесных великанов Калифорнии, от неведомого горного ручейка до безграничного океана, от хода приливов и отливов до величественного движения планет, беспрекословно подчиняется строгой системе точных, не знающих исключения законов, мы постигаем — не предполагаем, не заключаем, но постигаем, — что Бог, который единой мыслью сотворил этот неимоверно сложный мир, а другой мыслью создал управляющие им законы, — этот Бог наделен безграничным могуществом…
Известно ли нам, что он справедлив, благостен, добр, кроток, милосерден, сострадателен? Нет. У нас нет никаких доказательств того, что он обладает хотя бы одним из этих качеств, — и в то же время каждый приходящий день приносит нам сотни тысяч свидетельств — нет, не свидетельств, а неопровержимых доказательств, — что он не обладает ни одним из них.
По полному отсутствию у него любого из тех качеств, которые могли бы украсить бога, внушить к нему уважение, вызвать благоговение и поклонение, настоящий бог, подлинный бог, творец необъятной вселенной ничем не отличается от всех остальных имеющихся в наличии богов. Он каждый день совершенно ясно показывает, что нисколько не интересуется ни человеком, ни другими животными — разве только для того, чтобы пытать их, уничтожать и извлекать из этого занятия какое-то развлечение, делая при этом все возможное, чтобы его вечное и неизменное однообразие ему не приелось"
(Марк Твен, "Размышления о религии", 1906) ‘ http://www.krotov.info/lib_sec/19_t/tve/n_01.htm
Люди молятся не мировому духу. Молятся некоей утешительной и объединяющей идее, витающей над толпой.
О сюжете (рок-баллада про общество и про нас, его элементах):
Общество постоянно заботится о нас.
Духовно: придумывает хорошее название для фирмы, в которой мы работаем, например, "Любовь" (первая буква L заботливо напечатана на фирменной майке); хороший слоган вроде "Гелий-3 - чистая энергия для всего человечества!" или "Arbeit macht frei!"; систематические похвалы от начальства; регулярные видеопослания от жены, красавицы и умницы; прелестная дочурка машет папе ладошкой; к вашим услугам развлечения для ума: телесериалы, резьба по дереву (немного напоминает увлечения заключенных, но это - только внешнее сходство); уход за домашними растениями, и даже музыка Моцарта (впрочем, есть и современная).
Забота общества о физическом здоровье: полезный труд на благо общества; разумный срок трудового соглашения (любые совпадения с лишением свободы в одиночной камере или островом Робинзона Крузо, разумеется, случайны); спортивные тренажеры; питательная фасоль из микроволновки; квалифицированный уход, надзор и медицинская помощь.
Большинство людей проживает жизнь, так и не подозревая об изнанке социальной ткани. Удивляются: "Про что фильм? Даже компьютерной графики нет!"
Кто знает, сколько времени нам отпущено на жизнь? И кем отпущено? И зачем отпущено? Излишне энергичные, чересчур настырные могут порвать эту ткань и увидеть, что скрывает занавес ("глубока ли кроличья нора?"). То самое знание, которое умножает скорбь.
Там - абсолютное одиночество. Только сам себе можешь помочь, самого себя спасти, пусть порой и хочется наброситься на самого себя с кулаками...
В запасе у общества, в потайных подвалах социального здания, всегда есть в избытке такие же, как ты, кем бы ты ни был, где бы ты ни работал. Грузчиком или президентом. В семье или на работе. Даже на Луне. Общественный механизм не знает жалости. Даже робот может содрогнуться тому, как работают эти жернова, перемалывая нас в костную муку, из поколения в поколение... На 6-м поколении смертников робот пожалел человека. Не люди, которые придумали лунную станцию-концлагерь. А робот-надсмотрщик.
Реакция общества на разоблачение станции-концлагеря (в фильме): акции южнокорейской компании Sarang (Любовь) упали на 30%. Возможно, их теперь перекупит швейцарская, израильская или южно-африканская компания. Или какие-нибудь "Любаша"-"Барабинско-Лондонские Электросети". Суть от этого не меняется.
Сколько нам отпущено?
Пока суставы не расплющились от работы или мышцы не атрофировались от пониженной гравитации, легкие не забились частицами смога, глаза не ослепли от монитора, сердце не покрылось инфарктными рубцами. Или пока "чистый" гелий-3 не сжег организм за 3 положенных года...
P.S. Реакция общества на разоблачение вымышленной станции-концлагеря (в жизни, на сайте фильма): Специалисты NASA, посмотрев фильм, заметили: "Зачем добывать гелий-3 на обратной стороне Луны?! На нашей стороне Луны его гораздо больше!
Спасибо создателям этого фильма! Впервые за много лет появился научно‑фантастический фильм! Этого мало — ХОРОШИЙ научно‑фантастический фильм! Только теперь мне стало понятно, как же надоела вся эта неиссякаемая белиберда про маньяков, супергероев, зомби, вампиров, и бесчисленные «космические оперы»!
Замечательно снято, замечательно сыграно, замечательная музыка.
Музыка Клинта Мэнселла звучит в фильме около 30 минут, но создает весь фильм. Сильная музыка!
На «Одиссею» Кубрика фильм похож не больше, чем на «Солярис» Тарковского. Может быть, он кажется более талантливым, чем есть на самом деле, из‑за долго безрыбья в этом жанре, казалось, давно умершем. Пока пятерка. Потом время покажет.
Ну, во-первых, опять переврали с переводом. Пророк был Илия (Илья). Тот самый, который 2 августа (Ильин день) в воду написал, и после этого купаться нельзя; тот самый, которого поминают, когда гром гремит. По-английски, он Илайя (Elijha), как его тёзка, сыгравший недорослика во "Властелине колец".
Согласно Писанию, пророк Илия (9 век до н.э.) - суровый мститель за попранную веру, насылает засуху и мор, карает отступников. Царя Ахава, изменившего вере отцов в пользу финикийского златого тельца Ваала, убивают стрелой (см. гравюру Дорэ). За свои подвиги Илья живым возносится на Небо, оставляя свои одежды Елисею, который и продолжает его дело. Илья почитается иудеями, христианами, мусульманами (как все ветхозаветные персонажи).
Библия короля Якова - англиканская библия (начало 17-го века), была создана по требованию пуритан. Для библии, напечатанной шрифтом Брайля показанная в фильме книжица маловата. Вряд ли она содержит больше 10 страниц обычного текста :)
Что касается самого фильма, произведённого афро-армяно-американскими близнецами - он стильный, почти чёрно-белый, скорее буро-серый. Смотрится с интересом, если принять правила игры. Кошка, которая жрёт человеческий труп. Впрочем, люди тоже не брезгуют человечиной. Воды нет, но есть бензин, батарейки, патроны, автомобили, дома.
Мистика рационального объяснения не приемлет (Что едят? Что пьют? Вообще, откуда берётся кислород в атмосфере, если нет растительности? Куда вода делась? Уж не передвинули ли материки по образцу Триасова перода?! Тогда куда рептилии делись? Как кошка сфинкс выжила в дикой природе? Откуда в лесу столько свежих трупов? Может, бактерии тоже... того? А почему нет, при такой-то инсоляции?!). То ли дыра в озоновом слое, то ли кто-то забыл закрыть кран в ванной, и вся пресная вода утекла... Короче, главное - результат, а не причина.
Любопытные детали: что-то взято из "Бешеного Макса", что-то - из "Дня триффидов", что-то - из "Семи самураев" и, вообще, с миру по нитке... Опять в Голливуде "почти наша" хохлушечка засветилась (Мила Кунис - видимо, псевдоним). Путешествие по Калифорнии, ставшей пустыней Сахарой... Возрождение человечества и христианства начнется, оказывается, в Алькатрасе, бывшей тюрьме для особо опасных преступников, напротив бывшего славного города Сан Франциско (Однако!) В фильме вскользь упоминается, что война началась из-за библии... Что после войны библии жгли... Судя по остаткам техники, Конец Света - дело ближайшего будущего (на официальном сайте указана конкретная дата - всё тот же 2012 год!). Между кем же произошёл этот роковой конфликт? Уж не между христианами и мусульманами ли? (Когда начиналось американское вторжение в Ирак, некоторые аналитики предсказывали Третью мировую войну. Тогда же, видимо, и замышлялся этот фильм)
Во времена "холодной войны" фильмы по Апокалипсис были очень популярны. Потом, после развала СССР, наступила эпоха победившего капитализма, морального удовлетворения и экономического преуспевания. Кризис несколько освежил тему Апокалипсиса, но как-то вяло. Кризис так себе...
Невысокое качество выложенной в Пирсе копии нисколько его не портит. Наоборот, добавляет достоверности
А о чём, собственно, фильм?
Лишний раз доказывает, как бесполезно пытаться изображать существа, которые должны быть на порядок умнее и могущественнее нас, грешных. Получается бессильная глупость. Из той же серии фильмы о том, как люди победили инопланетян или как младенец убежал от гангстеров — то есть сценаристу надо проявить недюжинную смекалку, и всё равно выходит детская наивность (в этом плане хороши только комедии).
Для кого этот фильм?
Может, для развлечения католиков? Не зря ведь сказано, что веру нельзя анализировать. Если вдуматься и применить человеческие мерки, то существование на Небе множества сущностей (то есть, бог, ангелы и прочее) подразумевает возможность и даже необходимость их конфликтов. Тут верующему остаётся только с ума сойти! Ведь именно Гавриил был посланцем господним к Деве Марии (прости Господи, можно почитать «Гаврилиаду» Пушкина!)
Вселенская борьба Добра и Зла превращается в драку нескольких хулиганов с битьём мебели, посуды, морды. В этом домашнем конфликте принимают участие также бывший семинарист, школьная учительница, соседи, бабушки, дедушки и шаман.
При чём здесь покойный полковник, воевавший в Корее? Сколько ж ему должно быть лет, кстати? Наверное, под девяносто? И почему он — самая чёрная душа на Земле?
Может, это фильм для детей?
И чему он их научит? Вот этому апокрифическому бреду про вырывание сердец и выдавливание глаз, насаживании на кол? Про то, что ангела нужно забивать гаечным ключом по голове?
Одним словом, голливудская тяга превращать Священное Писание в малобюджетные «комнатные» боевики — примерно то же, что для монахов продавать индульгенции. Вот уж поистине, нет ничего святого. Ни Библию не чтят, ни классику. Смело уродуют всё подряд за пригоршню паршивых долларов. Не то, чтобы я против. Только зря они это...
Приятный развлекательный фильм, который можно посмотреть всей семьей или в одиночку. Банальный сюжет (возможно, подсмотренный в «Приключениях итальянцев в России» или еще раньше, во французских комедиях 50х про таможню и границу) Спилберг превратил если не в конфетку, то в нечто вполне смотрибельное, ироничное и доброжелательное. Конечно, жанр не позволяет сделать серьёзный социальный, политический или, не дай бог, психологический анализ персонажей — а зачем?!
Интересна психология «столичного» города (будь то Нью‑Йорк, Москва или ещё что‑нибудь в этом духе): хорош тот приезжий, который, сделав свое дело, убирается восвояси. Пусть нужно вернуться туда, где война; пусть для этого придётся броситься со шваброй наперевес на выруливающий Боинг; пусть дома ждёт тюрьма... Легкомысленный и жестокий, как стюардесса Амалия, большой город никогда не останется без новых поклонников и новых рабов
Марка Уэбба можно поздравить с удачным дебютом на поприще режиссуры художественных фильмов.
Милый фильм, ненавязчивая лирика, лёгкая и добрая ирония, оригинальный (в меру) видеоряд, без набившей оскомину глянцевой американщины. К концу фильма смотреть всё интереснее, что в наше время очень предсказуемых сюжетов — большая редкость. Неплохая музыка. В общем, стоит посмотреть.
Завязка фильма проста, как жизнь. В броуновском движении большого города и тихом болоте забытого богом офиса встречаются два потерянных провинциала: несладный застенчивый юноша (в компании ещё более нескладных и застенчивых друзей) и девушка с глупыми кукольными глазами, гораздо опытнее и несравненно энергичнее. Юноша — сам об этом не подозревающий романтик, девушка — стройненькая, не уродливая, прагматичная. Скорее Зима, чем Лето. И дело вряд ли в разводе родителей. Может, просто в папу пошла... Казалось бы, всё просто, всё кратковременно и безнадёжно! И не интересно.
Однако, перевалив с некоторой скукой на вторую половину фильма, оказывается, что персонажи (и второго плана особенно) симпатичны и близки, как приятели из соседнего двора, что — кто знает? А как, в конце концов, появляется чуть ли не половина семей (и детей) в нашем грешном мире? Может, у них получится?
Оказывается, даже в ненастоящей любви — победа, это так здорово, так весело, как бродвейский мьюзикл! А расставание, даже в ненастоящей любви — такая сильная боль! И фильм смог это передать. Талантливые актёры, сценарист, и, конечно же, режиссёр. Это — не «суррогаты» и не 2012-й фильм о конце света.
Минус фильма: корявый перевод вообще, и корявый перевод названия фильма в частности.
P.S. Ну какая же всё‑таки стерва эта Саммер!
Долгая творческая пауза, похоже, превратила Камерона из технократа, любовно демонстрирующего каждую железяку, в поборника fantasy в стиле Спилберга и Лукаса. Получилась замечательная сказка — чего там, настоящая кинолегенда! — а к легенде нельзя подходить с обычными мерками, мол, сюжет не нов и т.д. Легенда — искусство высокое, вне критики. Зрелище такое, что проймет любого скептика!
Было даже сомнение — да Камерон ли снял этот фильм?! Может, это продолжение «Звездных войн»? Потом, когда появилась Сигурни Уивер в роли универсального учёного легендарного масштаба (создатель аватаров+(ксено)антрополог+врач+филолог+философ, и всё это в тропических джунглях. Впрочем, для технократов эти гуманитарные профессии все на одно лицо), а также автопогрузчики из «Чужих», которые превратились здесь в боевых роботов (раньше такие устройства именовали "экзоскелетами") — стало ясно — это Камерон. Персонажи (с "человеческой стороны") — тоже вполне камероновские: циничные «фирмачи», готовые мир угробить ради прибыли; агрессивно‑туповатый спецназ и, конечно же, Честный Солдат, которого играет Уортингтон (а в «Чужих» играл Бин), который нюхом чувствует правду. Впрочем, можно назвать это не повторением, а неповторимым камероновским стилем.
Странная вещь, однако... Каждый удачный голливудский фильм последних 10–15 лет (и тьма неудачных, разумеется) предлагает бегство из реальности: «Матрица» (наш реальный мир- просто компьютерная игра); «Терминатор» и разные фильмы катастроф (наш реальный мир доживает последние дни, потому ничего и не стоит). Теперь вот ещё один способ бегства — нужно использовать аватар (или дешевый аналог аватара — «суррогат» с Брюсом Уиллисом) где‑нибудь на Пандоре. Да, друзья мои, нелегко жить на этом свете!
Кстати, у Стругацких была такая планета, Пандора, тоже с дикими джунглями, кишащая удивительными и смертоносными животными. Совпадение?
Как бы там ни было, рассудок говорит одно, а глазам представляется полотно такой невероятной красоты и достоверности, что, вопреки рассудку, чувствуешь — это просто здорово!
Вполне приемлемая экранизация одноимённого романа, избавленная от длиннот в середине романа и непомерного сквернословия, столь характерных для Стивена Кинга (что делать, если платят за печатные листы!).
Акценты, конечно, другие. Нет бойни мирного населения, устроенного военщиной в карантинной зоне.
Нет групповых самоубийств среди солдат.
Нет рефлексии главных и второстепенных героев. Их жизнь почти удалась, и суицидальные намерения Генри выглядят неуместно.
Нет лживого выступления американского президента, точь‑в-точь предсказанного Курцем.
Нет спонтанной гибели БАЙРУМА (красного грибка) на заражённых людях. Исчезла линия телепатии инфицированных.
Вместо локального «инфицирования» Новой Англии — глобальная угроза поедания «хорьками» и набившее оскомину «спасение мира».
Фашиствующий белый садист Курц, с длинным кровавым «хвостом» (и эта кровь — отнюдь не связанная с пришельцами), вызывающий ужас у подчинённых и читателей, превратился в чёрного Кёртиса, лидера своей команды, скорее симпатичного, действующего вполне логично, хотя и немного недисциплинированно.
Военные и обыватели гораздо приятнее, а пришельцы гораздо зловреднее, чем в романе. Наконец, даун‑телепат Даддитс превратился в замаскированного пришельца (размером с белую акулу), каким‑то образом жившего в его теле все эти годы (с рождения?!). Одним словом, роман ГОЛЛИВУДИЗИРОВАН, но, в общем, не изуродован.
Фильм лучше смотреть после прочтения романа.
Добротный фильм, только чем‑то напоминает «3 главные проблемы: кариес, месячные и перхоть». «Перекладывать ответственность на роботов!» — это, похоже, четвёртая глобальная и животрепещущая угроза. Скажут, что это фантастика. Да, только надуманная какая‑то
В Интернете можно прочитать, дескать, Эммерих ущемил российское самолюбие. «Наш» олигарх, видите ли, не выжил. И большой пузатый российский самолёт назван неправильно. Оказывается, упрямые старушки с яйцами на Беверли Хиллс не одиноки, когда считают, что даже в Конце Света, посланном человечеству за грехи его, многое может быть несправедливо и не в их пользу.
Очередной фильм германоамериканца Роланда Эммериха «2012» - естественно, про очередную грандиозную катастрофу. На этот раз наступает Всемирный Потоп. Почти по Писанию. Здесь есть ковчег на вершине огромной горы, и в нём – каждой твари по паре (военные, чиновники, подонки, проходимцы всех рас и наций; особи всех возрастов и полов; кажется, всех профессий; а также - представители фауны и, возможно, флоры); конечно же, Ной со своим семейством. Спас человечество (в "главном" и незадачливом ковчеге) и должен войти в легенду. Воды поглощают сушу, чтобы, схлынув, представить взорам немногих уцелевших новый мир. Вместо неудачного старого. И начать всё заново.
Эммериха упрекают в схематичности, более того - примитивности сюжетов и характеров. Смотрят, однако, в разных странах. Режиссёров, которые могут похвастаться тем, что их фильмы посмотрела большая часть человечества, можно перечесть по пальцам. Это – не случайность, и не заговор «масс-медиа». Это – обыкновенный большой талант. Как тут не вспомнить слова Писателя из «Сталкера» А.Тарковского: «Вынимаешь из себя гадость. Дерьмо. Даёшь им – жрут и просят ещё».
Эммерих – автор или соавтор сценариев своих фильмов, поэтому он отвечает не только за то, КАК он снимает, но и ЧТО собственно он снимает. Позиция режиссёра, от фильма к фильму неизменная – полное презрение к человеческому обществу в целом и отдельным его представителям в частности. Последние просто не заслуживают особого внимания и детализации. Они не просто мелки – они ничтожны вместе со своими муравьиными проблемами и амбициями. Чередой проходят бессильные и бездарные начальники; подлые чиновники; агрессивно-туповатые военные; стервозные возлюбленные и жёны; эгоистичные закомплексованные детки; тщеславные старики, прожившие жизнь, но так и не нажившие ума (как старик, поймавший на удочку Годзиллу, или старушки с яйцами, за секунду до Конца Света не желающие уступать дорогу); а также учёные (писатели), чудаки на грани лёгкого и не очень сумасшествия (на них вся надежда перечисленных выше грешников). Погибающая на мосту Джорджа Вашингтона уродливая Годзилла вызывает гораздо больше сострадания, чем сотни, если не тысячи, затоптанных и задавленных ею Эммериховских нью-йоркцев.
Правительства (те, кто нами, людьми, правит), состоящие из слабых, недалёких, ничтожных людей, и их абсурдные "судьбоносные" решения (оживить и снова послать в бой убитых («Универсальный солдат»); не подписывать Киотский протокол и вызвать глобальную катастрофу, чтобы потом перебраться из своей разорённой страны в чужую, южнее («Послезавтра»); брать миллиарды за места в убежищах, утопить всех своих граждан, но великодушно и бесплатно предоставить места в ковчеге китайским рабочим, чтобы не портить себе настроение зрелищем их гибели или набрать себе политические очки в Новом Мире («2012»)).
На другой стороне, на стороне явных симпатий режиссёра – сила стихии. Могучей, разрушительной и праведной. Это – Годзилла в одноимённом фильме (1988), глобальное потепление в «Послезавтра» (2004) и Всемирный Потоп, который грядёт через 4 года. Эммерих презрительно рисует туповатый абсурд последних месяцев человечества: подленькая секретность, подкуп, убийства, продажа мест в ковчегах за миллиарды евро (зачем после потопа эти евро?!), строительство ковчегов на Тянь-Шане (корабль на горе как символ безнадёжной глупости). И грандиозные замыслы правительств, и мелкие расчёты обывателей одинаково терпят крах. Четыре из семи ковчегов - просто пустуют. На остальные - давка. Толпы летят в пропасть. То, что предназначали избранным и продавали за миллиарды, достаётся бесплатно случайным людям с лёгкой руки случайного демагога. Как писал Толстой, из великих замыслов людей всегда получается не то, что хотели, а что-то третье ("Война и мир"). Мировые религии, научно-технические достижения и чудеса архитектуры равно смывает, словно из сливного бачка. Они – просто ничто перед силой стихии. В интервью Эммерих говорил, что, вместе со статуей Христа в Буэнос-Айресе и собором св.Петра (и Папой) собирался снять и сцену затопления Мекки, но побоялся - ещё обидятся!
Такова позиция режиссёра. Кому-то нравится, кому-то - наоборот. Но все идут смотреть. И снова пойдут, когда выйдет следующий его фильм. Потому что талантливо.
А в фильме, наконец и конечно же, вот он - хэппи энд. Ценой невероятных усилий и гибели миллиардов людей - слушайте, люди, о нашем допотопном триумфе! - В АФРИКУ ПРИВЕЗЛИ СЛОНОВ И ЖИРАФОВ, а также – придурковатых, но упорных, немногочисленных, зато вполне типичных - представителей вида Homo sapiens. Ура! Мы снова победили! Нас не утопишь!
Сюжет фильма взят из фантастического романа «Пасынки вселенной» одного из классиков этого жанра Роберта Хайнлайна. Только там была социальная фантастика (эволюция (вернее, ИНВОЛЮЦИЯ) замкнутого человеческого сообщества, оказавшегося в межзвёздном транспорте, который после остановки маршевого двигателя тысячелетия дрейфует в космосе). Здесь же бродилка‑стрелялка в стиле «Обители зла» (то есть, если кому нравится Resident Evil, дальше не читайте, знайте — это ОНО, ВОЖДЕЛЕННОЕ!).
Только в «Обители» — довольно чисто, там всё‑таки лаборатория недавно была, а здесь 900 лет никто не убирал. В результате 1 час 42 минуты бродим по канализации, в грязи, в дерьме, в полумраке, просто в темноте. «Картинка» — грязь и железо, дерьмо и железо, бред и железо. Свет- от 10 ваттной лампочки. «Объяснения» того, зачем всё это — за уши притянуты! Может, после стерильной немецкой реальности — и в каеф по канализации побродить...
Если бы добавили тяжёлого тевтонского рока (ну, например, что‑нибудь из Раммштайна), возможно, воспринималось бы иначе, но нету здесь никакого Раммштайна. Или в бюджет не уложились, или фантазии не хватило. Напряжёнка у них там на Западе с сюжетами, выгребают содержание фантастических романов 50-х годов, выхолащивают до полного идиотизма, уродуют до неузнаваемости и снимают.
Досмотрел до конца, чтобы понять — чо хотели сказать‑то, зачем время у зрителей отнимали? Досмотрел — да так, в общем‑то, ни за чем. Вместо социальной фантастики — склизкие монстры ползают по помойке, жрут друг друга. Земля погибла. То ли из‑за ядерной войны, то ли в мусоре утонула. Зачем приплели сумашествие некоторых членов командны? Зачем Землю погубили? Разве это было нужно для развития сюжета? В общем‑то, нет. Тогда зачем же? А вот зачем: А чо, какая разница?! Просто круто ведь представить, что Земле — хана?! Ново ведь, не избито?! А с ума сойти — тоже круто и совсем ново, правда? А чо, зачем всё усложнять?
Одним словом, вполне заурядная игра-«стрелялка». В такой игре главное — сам процесс, простые движенья. Побродить по канализации, повсматриваться в неё, родимую. Ощутить на лице брызги крови, слизи и испражнений. Может, кому‑то и нравится. Только это — не кино. Твёрдое 2.