Большая Тёрка / Мысли /
Дата рождения: 04.07.1980
Пол: Мужской
ICQ: 569-735-522
Настоящий профессионал — не самый ли это высший титул из всех существующих на земле? И когда он может быть присвоен человеку? Ведь согласно указанным требованиям, он должен был непосредственно сам пройти путь профессионала, годами выдерживая соответствующий образ жизни, накопить достаточный опыт осмысления своей профессии и в результате выработать теоретические концепции, которые, как выясняется, можно шлифовать бесконечно. И он шлифует, дорабатывает их. Он всегда работает, всегда озабочен. Профессионала нетрудно разглядеть в толпе.
Р. Загайнов «Поражение»
Самое важное событие – родиться на этот свет. Вообще быть здесь. Это – начало всего.
Поэтому Быть-здесь вначале означает совсем скромное: "Я есть!" – Давайте же на минуту остановимся. Сколько всего с этим связано, какое чудо! "Я есть! При любых жизненных обстоятельствах — я есть!" Это — онтологическая основа нашей жизни, начало всей правды в жизни. Её следует познать, мы должны её почувствовать. Это основа бытия — переживание, что я рождён в мир, который идёт мне навстречу, который мне противостоит и раскрывает для меня свое пространство. Это переживание дает мне почву и основание. Без этого контакта с "основой Бытия" жизнь пронизана страхом. Любое маленькое страдание, любое отклонение от привычного становится угрозой, а радость — сомнительной и неправдоподобной.
Основа бытия раскрывается в опыте проживания граничащего с банальным факта: "Я есть!" Этот опыт, к счастью, нам доступен, основа бытия всегда имеется. И маленькие дети играют с этой базовой структурой Да-зайн, когда они прячутся и потом дают себя найти: неожиданно они "не здесь", а потом всё-таки "снова здесь". Они приобретают бессознательный, но глубокий опыт, что "небытие" не отменяет Бытие. Потому что Да-зайн, Бытие-здесь, является настолько само собой разумеющимся, что часто на него просто не обращают внимания. Тогда доступ к нему может быть утрачен. Для доступа, однако, важна не рефлексия, а проживаемый опыт. Хотя мышление и может раскрывать основу Бытия, но в экзистенциальном смысле речь идёт не о "cogito ergo sum". Экзистенциальный подход к основе бытия происходит через "sentio, ergo sum" – "чувствую, следовательно, существую" — "я чувствую, что я есть". Мышление может сделать этот опыт чрезвычайно интенсивным, например, если задавать вопрос: "Как это возможно, что я есть?" Удивляясь, я стою перед этим фактом и знаю, что не могу его осмыслить. И какими бы жестокими ни были условия моей жизни – всё равно я есть! Моё бытие выдерживает даже самое большое горе, я остаюсь, и мир остается тоже. Фритц Кюнкель выразился однажды по этому поводу очень точно: "Ты не можешь выпасть из этого мира". Что бы ни случилось – он держит, держит тебя. А Сент-Экзюпери сказал: "Даже самая большая темнота не способна погасить огонь одной маленькой свечи".
ОПЫТ
Я сам не раз переживал это чувство. В последний раз – когда умер мой отец. Я работал, когда мне позвонили и сказали, чтобы я как можно скорее ехал в больницу, где отца десять дней назад прооперировали. Сказали, что ему плохо.
Когда я пришёл, он только что умер. Это произошло неожиданно и быстро. Я был в полной растерянности, и меня охватила сильнейшая боль. Было такое чувство, что жизнь в следующее мгновение замрет, и мир исчезнет. Через некоторое время я вышел из здания. Мне казалось, что сейчас светлый день померкнет и наступит ночь. Но солнце к моему удивлению продолжало светить. Мне это было непонятно. Я помню, как во мне зародилась сомнение: а не должен ли я негодовать? Этот свет весеннего солнца было нелегко вынести – в небе продолжает светить солнце, а мой отец мёртв! - пронеслось в моей голове. И я увидел, как ветер колышет тополя, услышал, как поют птицы, и всё было так, словно бы ничего не произошло. И постепенно, очень постепенно окружающий мир начал разговаривать со мной, и я услышал: "Несмотря ни на что, ты живёшь, ты есть. Ты должен жить дальше. Ты есть, и есть опора, есть то, что тебя составляет, есть вечность". Внутри моей боли возникло удивление. Этого я не ожидал! Это был невероятный опыт: сколько горя я могу вынести и не сломаться?
Иногда я спрашиваю пациента, удивлялся ли он уже когда-либо тому, что он есть. И тут я слышу фразы типа: "Это же само собой разумеется ... Нет, собственно, ещё ни разу ... Это нормально, что я есть, может быть, другие должны этому удивляться?"
ВОПРОСЫ К СЕБЕ САМОМУ
Движущую силу этой фундаментальной мотивации мы можем интроспективно почувствовать в себе самих. Я задам в этой связи несколько вопросов, осторожных вопросов, которые Вы, вероятно, уже задавали себе сами:
- Я живу, я есть здесь – но ощущаю ли я это? Чувствую ли я: я есть? Чувствую ли я это своим телом? В этом мире? Чувствую ли я в нем опору?
- Действительно ли я полностью здесь? Есть ли я здесь, в своей семье, с моим другом, с детьми, проживаю ли эти мгновения, действительно ли я здесь или же чувствами и мыслями я на самом деле больше отсутствую?
- Удивлялся ли я уже когда-либо по поводу того, что я есть? Именно я – здесь, в этом мире? И в это время, не в прошлом веке и не будущем! – Удивлялся ли я, потому что замечал: я не могу понять, как же это вышло, что я есть, ведь меня могло бы не быть?
- Я есть здесь, у меня есть пространство на улице, дома, в профессии – но заполняю ли я его? Можно ли обо мне сказать, что я хорошо осваиваю пространство, чтобы быть здесь? Есть ли у меня собственное пространство в профессиональной области, в отношениях с коллегами, на отдыхе и дома? Могу ли я активно занять пространство для себя самого? Освобождаю ли я пространство для того, что является для меня важным? Или же я вновь и вновь заполняю его тем, что делаю по привычке, а самое важное всегда приходит в последнюю очередь, так что ему не остается места? — Даю ли я пространство своим чувствам? – Защищаю ли я пространство своего мнения, своей правды, своей любви? Дышу ли я тем пространством, которое во мне есть? – Чувствую ли я наполненность своим "внутренним пространством"?
- Где мне дают пространство, где мне дают быть? Где я защищён? – Защищён ли я внутри себя, могу ли я хорошо быть у себя? Могу ли я сам: дать быть себе, своим чувствам, страхам, радостям, влечениям? Или же я должен с собой бороться, прятать от себя что-то, обесценивать, отвергать? – Где я могу хорошо быть? Где я принят? – Где моя родина?“
Несмотря на свою простоту, эти вопросы, скорее, непривычны. Не всегда легко дать на них ответ. Они всё же ведут в одну из самых глубоких сфер человеческой мотивации туда, где человек коренится онтологически. Но может быть, вам стоит обратить внимание на то, какой резонанс эти вопросы вызывают в вас: сопротивление, удивление, потрясение, насмешку, удушье, освобождение? Это возникающее в ответ настроение достойно того, чтобы принять его всерьёз. Также и оно может проложить путь к основе бытия.
А. Лэнгле «Что движет человеком? Экзистенциальная мотивация Person»
Ты никогда не сможешь стать зрелым, будучи кем‑то другим. Ты можешь стать зрелым только как ты сам. Все «ты должен» нужно отбросить, и еще отбросить слишком большую тревогу о том, «что скажут люди». Что стоит их мнение? Кто они такие? Ты здесь для того, чтобы быть самим собой. Ты здесь не для того, чтобы исполнять ничьих ожиданий; а это пытается делать каждый.
Ошо.
Иногда встречаются люди, которые обладают талантом в нескольких абзацах изложить понятным языком то, что остальные не могут уместить в томах. Один из них Сергей Леонидович Рубинштейн.
"Основное положение, которое при этом нужно себе уяснить, заключается в том, что не признание, а отрицание действенной роли психического ведет к индетерминизму, к прорыву детерминизма в понимании человеческой жизни, человеческого поведения.
Нельзя реализовать детерминизм в понимании человеческого (и не только человеческого) поведения, если не включить психику во взаимосвязь причин и следствий, которые в ходе жизни непрерывно меняются местами. Поведение человека детерминируется внешним миром опосредствованно через его психическую деятельность. Поведение разных людей и даже одного и того же человека во внешне одной и той же ситуации бесконечно многообразно. Механистическая попытка непосредственно связать поведение человека с внешней ситуацией по схеме стимул—реакция безнадежна. Такое понимание детерминизма своим явным несоответствием фактам и создает почву для защиты индетерминизма. Внешние воздействия на человека преломляются через внутренние психологические условия. Не учитывая этих последних, нельзя прийти к детерминистическому пониманию действий человека. Эпифеноменалистическая концепция, согласно которой психические явления — это лишенные всякой действенности спутники физических (физиологических) явлений, есть побочный продукт механистического материализма. Она является, по существу, выражением неспособности механистического детерминизма понять, что все явления в мире включены в единую всеобщую взаимосвязь.
На отрицание роли психического в детерминации поведения толкает скрытая идеалистическая или дуалистическая предпосылка, согласно которой психическое обособлено от материального мира. При таком понимании психического его участие в детерминации каких-либо явлений неизбежно означало бы прорыв в детерминированности материальных явлений друг другом. Но отвергнуть нужно не включение психического в детерминацию человеческого поведения, а понимание психического, превращающее его в нечто обособленное от материального мира. На самом деле обусловленность поведения психической деятельностью (в силу отражательного характера психического) опосредствует его зависимость от объективного мира. При этом психическое опосредствование никак не является простым дублированием внешнего мира; в таком случае оно не давало бы никакого нового, специфического эффекта и, значит, оставалось бы «эпифеноменом». Опосредствуя детерминацию жизни и деятельности людей внешним миром, объективными условиями, психическое отражение бесконечно увеличивает их детерминирующие возможности. Посредством психического в форме знания о бытии, о мире поведение людей детерминируется не только наличным, но и сейчас отсутствующим — не только ближайшим окружением, но и событиями, совершающимися в самых удаленных от нас уголках мира, не только настоящим и прошлым, но и будущим. Когда, познавая закономерности развития природы и общественной жизни, мы получаем возможность предвидеть дальнейший ход событий, мы вводим будущее в детерминацию нашего поведения. Всякий вообще акт познания мира есть вместе с тем и введение в действие новых детерминант нашего поведения. В процессе отражения явлений внешнего мира происходит и определение их значения для индивида и тем самым его отношения к ним (психологически выражающегося в форме стремлений и чувств). В силу этого предметы и явления внешнего мира выступают не только как объекты познания, но и как двигатели поведения, как его побудители, порождающие в человеке определенные побуждения к действию, — мотивы. Таким образом, психическое играет реальную, действенную роль в детерминации деятельности людей, их поведения и вместе с тем оно не является фактором, действующим обособленно от бытия."
"Бытие и сознание", 1957
Фэйт Джеффрис, Без перевода, Документальное, DVDRip, 18+
Учебный фильм с комментарием
Изготовлен Центром дистанционного образования Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева
Авторы: П.А. Мачинский, А.Г. Рыбаков, И.А. Лошкарев, С.В. Тишков, И.Н. Чаиркин
28 мин.
Рекомендуется к просмотру медикам, психологам, физиологам, юристам, а также всем интересующимся внутренним строением человеческого тела. Не рекомендуется к просмотру лицам моложе 16 лет и особо впечатлительным.
Понаблюдав в очередной раз за чихами и кашлем окружающих и заметив изрядное число постов в Терке а ля «я заболел, пожалейте меня», решил я написать о своем способе борьбы с простудными заболеваниями. Может быть, кому-то пригодится.
Прежде всего, должен предупредить, что если вы уже заболели (или чувствуете, что это произойдет в ближайшее время), то этот способ вам НЕ поможет и даже может навредить. Начинать его применение, нужно находясь в здоровом состоянии.
Этот способ не просто старый, он древний как сама жизнь. А заключается он в повышении иммунитета организма с помощью закаливания, т.е. попросту говоря, в каждодневном выливании на себя холодной воды.
Сразу хочу разъяснить, что тащить с собой ведро в сугроб, привлекая внимание соседей своим голым видом, совершенно не требуется. Все эти процедуры вполне можно проводить в ванной.
Начинать водные процедуры лучше всего, конечно, летом. И начинать с воды не холодной, а прохладной. Тогда к осени вы уже сможете выйти на температуру воды из холодного крана без добавления горячей воды. Но я лично знаю людей, которые начинали обливаться сразу ледяной водой и в довольно холодную погоду, примерно как сейчас.
Есть четыре обязательных условия, которые необходимы для достижения эффекта, и которые я бы не советовал изменять:
Дальше я опишу свой опыт, его вы можете изменять настолько, насколько считаете нужным (но выполняя при этом указанные выше четыре правила).
Я обливаюсь вечером, каждый день после того, как принял обычный душ. И всегда выливаю три небольших ведра (оно литров на семь, наверно). Сейчас у меня первое ведро - прохладное, затем я набираю второе – оно похолоднее и, наконец, третье – либо только воду из холодного крана, либо с небольшим добавлением из горячего крана. В те дни, когда у меня были физические нагрузки, я добавляю горячую воду, т.к. организм немного ослаблен. Если нагрузок не было – последнее ведро только из холодного крана.
К такой температуре я иду примерно месяца три-четыре после того, как начинаю обливаться, снижая температуру воды постепенно. Если начать выполнять процедуры сразу с холодной воды, вы почувствуете дискомфорт, т.к. для организма это будет восприниматься как шок. В результате вы не почувствуете удовольствия, не втянетесь и в конце концов забросите процедуры. А понижая температуру постепенно, получите приятные ощущения и приучите тело настолько, что сама мысль о предстоящем обливании будет вызывать удовольствие.
Что вы получите в результате, если будете постоянно выполнять процедуры. То есть к тому времени, когда дойдете до обливания действительно холодной водой (у меня на это уходит примерно месяца три-четыре):
И последнее. Иммунитет закаленного человека, конечно, гораздо прочнее и в обычной будничной ситуации заболеть он не сможет. Но это не означает, что он не может простудиться вообще. Может, правда, для этого ему нужно будет хорошо постараться. Например: померзнуть на улице, съесть мороженое, после чего простоять под ледяным душем минут 15-20. Так что даже выполняя процедуры, не теряйте бдительности и здравого смысла.
Документальная история.
Соединенные Штаты Америки. Шеф телевидения. Переводчик. И я.
ШЕФ. Давайте читайте ваш юмор, что-нибудь без политики. Мы будем переводить.
Я. Женщин умных не бывает. Есть прелесть какие глупенькие и ужас какие дуры.
ПЕРЕВОДЧИК. Наш друг из Советского Союза… утверждает, что умных женщин не бывает вообще. Бывают не такие умные и очень неумные.
ШЕФ. Абсолютно что ли?
ПЕРЕВОДЧИК. Да.
ШЕФ. Это, конечно, кому как повезет. Что ж ему так не везло? Ну и что здесь смешного?
ПЕРЕВОДЧИК. Ну… в словосочетании, что умных женщин нет, есть неумные.
ШЕФ. М-да… И они там смеются?
ПЕРЕВОДЧИК. Он говорит – да.
ШЕФ. Ну пусть пошутит еще.
Я. Я вчера видел раков по пять рублей, но больших. А сегодня были по три рубля, но маленькие. Те были большие, но по пять. А эти маленькие, но по три. Те были вчера, но по пять, но очень большие, но вчера, но по пять, но очень большие. А эти маленькие, но по три, но сегодня. А те вчера, но оче…
ШЕФ. Так, все, хватит. Переводите.
ПЕРЕВОДЧИК. Он говорит, что вчера видел… там такие омары речные. Большие.
ШЕФ. А разве речные омары большие?
ПЕРЕВОДЧИК. Ну вот он говорит, что видел больших. И их цена была пять рублей. А сегодня он видел маленьких речных омаров. По три рубля. И вот он вспоминает. Что те были по пять рублей, потому что были большие, а…
ШЕФ. Это вчерашние что ли?
ПЕРЕВОДЧИК. Да. А сегодняшние были по три рубля, потому что были маленькие.
ШЕФ. Ну и что?
ПЕРЕВОДЧИК. Ну вот он и шутит, что те вчерашние продавались по пять, потому что были большие, шутит он, а сегодняшние продавались по три, потому что были маленькие.
ШЕФ. И что, он говорит, что он там популярен?
ПЕРЕВОДЧИК. Он говорит – да.
ШЕФ. Он один это говорит или еще хоть кто-нибудь говорит?
ПЕРЕВОДЧИК. Ну вот наш атташе по культуре – просто с пеной у рта… Он же его рекомендовал.
ШЕФ. Так. Ну-ка еще повторите мне про этих омаров. Я хочу разобраться.
ПЕРЕВОДЧИК. Он говорит… Что вчера видел омаров по пять рублей – больших. А сегодня видел по три рубля – маленьких. Вот он там повторяет, что те были по пять рублей, потому что были большие… А сегодняшние были по три рубля, потому что были маленькие…
ШЕФ. Так. А почему вчерашние не были сегодня по три?
ПЕРЕВОДЧИК. Ну, видимо, там вчерашних не бывает, они все съедают в тот же день.
ШЕФ. Значит, если я его правильно понял, вчера он видел больших омаров, поэтому они были по пять. Сегодня он видел маленьких омаров, поэтому они были по три.
ПЕРЕВОДЧИК. Да.
ШЕФ. И они там смеются?
ПЕРЕВОДЧИК. Он говорит – умирают.
ШЕФ. Так. Клинтон точно проиграет эти выборы. Я не вижу толку в помощи этой стране! Мы бросаем миллиарды, а они не знают, что такое рынок! Смеяться над тем, что большие омары по пять, а маленькие по три!… Они понятия не имеют о купле-продаже. Это сумасшедший дом! Спросите, им что, выдавали этих омаров на пайки?
ПЕРЕВОДЧИК. Простите, вам что, выдавали омаров на пайки?
Я. Омаров на пайки?!… Это Эн-Би-Си или сумасшедший дом?
ШЕФ. Что он кричит?
ПЕРЕВОДЧИК. Он кричит, что у нас сумасшедший дом.
ШЕФ. Так. Все! Спросите, у него есть какие-нибудь шутки о сталинских репрессиях?
ПЕРЕВОДЧИК. Нет. Он говорит – нет.
ШЕФ. И что, он говорит, что публика смеется на его концертах?
ПЕРЕВОДЧИК. Да, он говорит – смеется.
ШЕФ. И наш атташе смеялся?
ПЕРЕВОДЧИК. Да, он сам это видел.
ШЕФ. У меня нет основания ему не верить. Он абсолютно без юмора, значит честный парень. Так. Скажите ему спасибо. Скажите, что он нам очень помог. Он, конечно, никакой не юморист, он политик. Мы его дадим под рубрикой: «Смотрите, кому помогает Америка!»
* * *