Большая Тёрка / Мысли /
Мурманск, судостроение, панорамы, Корабли
Наша страна обладает единственным атомным ледокольным флотом в мире, задачей которого является обеспечение судоходства по северным морям и освоение арктического шельфа. Атомные ледоколы могут длительно находиться на трассах Севморпути, не нуждаясь в заправке. В настоящее время в состав действующего флота входят атомоходы «Россия», «Советский Союз», «Ямал», «50 лет Победы», «Таймыр» и «Вайгач», а также атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть». Их эксплуатацией и обслуживанием занимается «Росатомфлот», находящийся в Мурманске.
Атомный ледокол — морское судно с ядерной силовой установкой, построенное специально для использования в водах, круглогодично покрытых льдом. Атомные ледоколы намного мощнее дизельных. В СССР они были разработаны для обеспечения судоходства в холодных водах Арктики.
За период 1959–1991 гг. в Советском Союзе было построено 8 атомных ледоколов и 1 атомный лихтеровоз – контейнеровоз.
В России за период с 1991 года и по настоящее время построены еще два атомных ледокола: «Ямал» (1993 г.) и «50 лет Победы» (2007 г.).
Сейчас ведется строительство еще трех атомных ледоколов водоизмещением более 33 тыс тонн, ледопроходимостьью - почти три метра. Первый из них будет готов к 2017 году.
Всего на атомных ледоколах и кораблях, находящихся на базе атомного флота Атомфлот работает более 1100 человек.
«Советский Союз» (атомный ледокол класса «Арктика»)
Ледоколы класса «Арктика» — основа российского атомного ледокольного флота: 6 из 10 атомных ледоколов относятся к этому классу. Суда имеют двойной корпус, могут ломать лёд, двигаясь как вперёд, так и назад. Эти корабли спроектированы для работы в холодных арктических водах, что усложняет эксплуатацию ядерной установки в тёплых морях. Отчасти поэтому пересечение тропиков для работы у берегов Антарктиды в число их задач не входит.
Водоизмещение ледокола — 21 120 тонн, осадка – 11,0 м, максимальная скорость хода на чистой воде — 20,8 узлов.
Особенность конструкции ледокола «Советский Союз» состоит в том, что в любой момент времени его можно дооборудовать в боевой крейсер. Изначально судно использовалось для арктического туризма. Совершая трансполярный круиз, с его борта удалось установить метеорологические ледовые станции, работающие в автоматическом режиме, а также американский метеорологический буй.
Отделение ГТГ (главных турбогенераторов)
Атомный реактор нагревает воду, которая превращается в пар, который раскручивает турбины, которые возбуждают генераторы, которые вырабатывают электричество, которое поступает в электромоторы, которые крутят гребные винты.
ЦПУ (Центральный пост управления)
Управление ледоколом сосредоточено в двух основных командных постах: ходовой рубке и центральном посту управления энергетической установкой (ЦПУ). Из ходовой рубки производят общее руководство работой ледокола, а из ЦПУ — управление работой энергетической установки, механизмов и систем и контроль за их работой.
Надежность атомоходов класса «Арктика» проверена и доказана временем, за более чем 30-летнюю историю атомоходов этого класса не было ни единой аварии, связанной с ядерной энергетической установкой.
Кают-компания для питания командного состава. Столовая для рядового состава расположена палубой ниже. Рацион состоит из полноценного четырехразового питания.
«Советский Союз» введен в эксплуатацию в в 1989 году, при установленном сроке службы в 25 лет. В 2008 году Балтийский завод поставил для ледокола оборудование, которое позволяет продлить срок эксплуатации судна. В настоящее время ледокол планируется к восстановлению, но только после того, как будет определён конкретный заказчик или пока не будет увеличен транзит по Севморпути, и не появятся новые участки работ.
Атомный ледокол «Арктика»
Спущен на воду в 1975 году и считался крупнейшим из всех существующих на тот период времени: его ширина составляла 30 метров, длина — 148 метров, а высота борта — более 17 метров. На судне были созданы все условия, позволяющие базироваться летному составу и вертолету. «Арктика» была способна проламывать лед, толщина которого составляла пять метров, а также передвигаться на скорости в 18 узлов. Явным отличием считалась и необычная окраска судна (ярко-рыжая), которая олицетворяла собой новую мореплавательскую эпоху.
Атомный ледокол «Арктика» прославился тем, что он был первым судном, которому удалось достичь Северного полюса. В настоящее время выведен из эксплуатации и ожидается решение по его утилизации.
«Вайгач»
Мелкосидящий атомный ледокол проекта «Таймыр». Отличительная черта данного проекта ледоколов — уменьшенная осадка, позволяющая обслуживать суда следующие по Северному Морскому Пути с заходом в устья сибирских рек.
Капитанский мостик
Пульты дистанционного управления тремя гребными электродвиггателями, также на пульте расположены приборы контроля и за буксирным устройством, панель управления камерой наблюдения за буксиром, индикаторы лага, эхолотов,репитер гирокомпаса, УКВ-радиостанции, пульт управления стеклоочистительными щетками и прочее джойстик управления ксеноновым прожектиором 6 кВт.
Машинные телеграфы
Основное применение «Вайгача» — сопровождение кораблей с металлом из Норильска и судов с лесом и рудой от Игарки до Диксона.
Главная силовая установка ледокола состоит из двух турбогенераторов, которые обеспечат на валах максимальную длительную мощность около 50 000 л. с., что позволит форсировать лед толщиной до двух метров. При толщине льда в 1,77 метров скорость ледокола составляет 2 узла.
Помещение среднего гребного вала.
Управление направления движения ледокола осуществляется с помощью электрогидравлической рулевой машины.
Бывший кинозал
Сейчас на ледоколе в каждой каюте есть телевизор с разводкой для трансляции судового видеоканала и спутникового телевидения. А кинозал используется для общесудовых собраний и культурно-массовых мероприятий.
Рабочий кабинет блочной каюты второго старпома. Длительность нахождения атомоходов в море зависит от количества запланированных работ, в среднем это составляет 2-3 месяца. Экипаж ледокола "Вайгач" состоит из 100 человек.
Атомный ледокол «Таймыр»
Ледокол идентичен «Вайгачу». Был построен в конце 1980-х годов в Финляндии на судоверфи Wartsila («Вяртсиля Морская Техника») в Хельсинки по заказу Советского Союза. Однако оборудование (силовая установка и т др.) на судне было установлено советское, использовалась сталь советского производства. Установка атомного оборудования производилась в Ленинграде, куда корпус ледокола был отбуксирован в 1988 году.
«Таймыр» в доке судоремонтного завода
«Таймыр» ломает лед классически: мощный корпус наваливается на препятствие из замерзшей воды, разрушая ее собственным весом. За ледоколом образуется канал, по которому могут двигаться обычные морские суда.
Для улучшения ледопроходимости "Таймыр" оборудован системой пневмообмыва, которая препятствует облипанию корпуса битым льдом и снегом. Если прокладка канала тормозится из-за толстого льда, в део вступают дифферентная и креновая системы, которые состоят из цистерн и насосов. Благодаря этим системам ледокол может крениться то на один борт, то на другой, поднимать выше нос или корму. От подобных движений корпуса окружающее ледокол ледовое поле дробится, позволяя двигаться дальше.
Для окраски наружных конструкций, палуб и переборок используются импортные двухкомпонентные эмали на акрилловой основе повышенной стойкости к атмосферным воздействиям, устойчивые к истиранию и ударным нагрузкам. Краска кладется на три слоя: один слой грунта и два слоя эмали.
Скорость хода такого ледокола составляет 18,5 узлов (33,3 км/ч)
Ремонт винто-рулевого комплекса
Установка лопасти
Болты крепления лопасти к ступице гребного винта, каждая из четырех лопасть крепится девятью болтами.
Практически все суда ледокольного флота России оснащены гребными винтами, изготовленными на заводе «Звездочка».
Атомный ледокол «Ленин»
Этот ледокол, спущенный на воду 5 декабря 1957, стал первым в мире судном, оснащенным ядерной силовой установкой. Самыми главными его отличиями высокий уровень автономности и мощность. На протяжении первых шести лет использования атомный ледокол преодолел более 82 000 морских миль, проведя свыше 400 судов. Позже «Ленин» первым из всех судов окажется севернее Северной Земли.
Ледокол «Ленин» проработал 31 год и в 1990 году был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в Мурманске. Сейчас на ледоколе действует музей, ведутся работы по расширению экспозиции.
Отсек в котором находились две атомные установки. Внутрь заходили двое дозиметристов, измерявших уровень радиации и контролировавших работу реактора.
Существует мнение, что именно благодаря "Ленину" закрепилось выражение "мирный атом". Ледокол строился в самый разгар "холодной войны", но имел абсолютно мирные цели - развитие Северного морского пути и провод гражданских судов.
Ходовая рубка
Парадная лестница
Одни из капитанов АЛ «Ленин», Павел Акимович Пономарев, ранее был капитаном «Ермака» (1928-1932) — первого в мире ледокола арктического класса.
В качестве бонуса пара фотографий Мурманска...
Мурманск
Крупнейший в мире город, расположенный за Северным полярным кругом. Он находится на скалистом восточном побережье Кольского залива Баренцева моря.
Основой экономики города является Мурманский морской порт — один из крупнейших незамерзающих портов в России. Мурманский порт является портом приписки барка «Седов», самого большого парусника в мире.
Панорама Мурманска
Благодарю ФГУП «Атомфлот» за организацию фотосъемки!
Смотрите так же:
• Завод «Севмаш». Производство атомных подводных лодок
• Новороссийский морской порт - самый большой порт России
Татарстан, аэрофотосъемка, Нижнекамск, промышленность
мосты, аэрофотосъемка, new york, Нью‑Йорк, архитектура
судостроение, Архангельск, промышленность, Корабли
аэрофотосъемка, промышленность, Набережные Челны
Новосибирск, панорамы, виды нск
Иркутск, Авиация, промышленность
Геленджик, аэрофотосъемка, Новороссийск
аэрофотосъемка, Природа, байкал
Челябинск не всегда был индустриальным центром. Некогда торговый и аграрный город стал активно развиваться благодаря строительству Транссиба, последующей индустриализации, а затем переноса сотни предприятий из европейской части территории СССР в военное время. Это сделало его важнейшим стратегическим центром, который работал на нужды всего советского тыла. Сегодня Челябинск остается крупнейшим промышленным городом России, в котором расположены предприятия металлургии, машиностроения и других отраслей.
мосты, аэрофотосъемка, Новосибирск, Строительство
аэрофотосъемка, Новороссийск, порт
Казань, Авиация, аэрофотосъемка, ржд
Казань, аэрофотосъемка, панорамы
Красноярск, аэрофотосъемка, природа: ГЭС
хакасия, аэрофотосъемка, ГЭС , Природа, Абакан, Саяно‑Шушенская
Хакасия – регион на юге Восточной Сибири, граничащий с Красноярским краем, Кемеровской областью, Республикой Тыва и Республикой Алтай.
Визитная карточка Хакасии – Саяны, одни из самых красивых гор в России. Через Хакасию протекает река Енисей, на которой стоит Саяно-Шушенская ГЭС – крупнейшая ГЭС России и одна из крупнейших в мире. Столица Хакасии – город Абакан с населением около 170 тысяч человек.
Ергаки (Иргаки) — природный парк, туристский центр хребта Ергак-Таргак-Тайга в Западном Саяне.
Название «Ергаки» в подобном написании — молодое. Еще в начале ХХ века на географических картах и в печатных изданиях это название выглядело как «Иргаки».
Пик Звёздный - Высшая точка района, 2265 м над уровнем моря.
По распространенной версии «Ергаки» связывают с тувинским словом «эргек» («улуг-эргек») — большой палец.
С этим словом сравнивают наиболее выразительный пик гор — Звёздный, отдаленно напоминающий большой палец.
Гребень пика Звёздный
Пик Молодёжный в составе хребта Спящий Саян
Пик Птица (2221 м)
Увидеть профиль птицы можно лишь находясь почти на самой вершине, у основания этой скалы.
Слева направо: Зуб дракона, пик Гамма, перевал Пикантный и пик Звёздный
Хребет у пика Носорог возле озера Ледяное
Пик Зуб Дракона
Одна сторона этой остроконечной вершины представляет собой “отрицательную” стену высотой около 1000 метров.
Араданский хребет
Буйбинский перевал
Галерея трассы М54, на участке Абакан — Кызыл.
На высшей точке Буйбинского перевала, в месте пересечения ЛЭП с автотрассой разбился генерал Лебедь на вертолёте в 2002 году.
На месте падения расположен был сначала крест, а позже построена часовня.
Саяно-Шушенская ГЭС — крупнейшая по установленной мощности электростанция России, 7-я — среди ныне действующих гидроэлектростанций на планете.
Установленная мощность Саяно-Шушенской ГЭС — 6400 МВт, среднегодовая выработка 24 млрд кВт·ч.
Возведение плотины началось в 1968 году и продолжалось семь лет. За это время было уложено более 9 млн. м? бетона.
Высота плотины 245 метров, что соизмеримо с высотой 80-этажного здания.
Это самая высокая плотина России и одна из высочайших плотин мира.
Длина гребня плотины составляет 1 км. Плотина врезана в скальные берега на глубину до 15 м.
Устойчивость и прочность обеспечивается действием собственного веса плотины (на 60 %) и частично упором верхней арочной части в берега (на 40 %).
На правом берегу расположен береговой водосброс, который предназначен для пропуска паводков редкой повторяемости.
Пятиступенчатый перепад представляет собой пять колодцев гашения, разделённых водосливными плотинами. Функция перепада заключается в гашении энергии потока — максимальные скорости потока на входе в верхний колодец достигают 30 м/с, на сопряжении с руслом реки уменьшаются до 4—5 м/с.
ОРУ 500
Вырабатываемый ток со станции передается в открытое распределительное устройство, которое обеспечивает выдачу мощности ГЭС в энергосистемы Кузбасса и Хакасии. Основными потребителями СШ ГЭС являются Саяногорский алюминиевый завод, Хакасский алюминиевый завод, Красноярский алюминиевый завод, Новокузнецкий алюминиевый завод, Кузнецкий ферросплавный завод.
Черемушки - посёлок гидростроителей и эксплуатационников Саяно-Шушенской ГЭС
Мраморный карьер комбината «Саянмрамор»
Енисей
Коровы отдыхают
Аэродром Шушенское
Саяногорск
Саяногорск был основан в 1975 году в связи со строительством Саяно-Шушенской ГЭС и Саянского алюминиевого завода.
Саяногорский алюминиевый завод
Завод потребляет около 30% производимой СШ ГЭС энергии.
По объему выпускаемой продукции является третьим в составе ОК РУСАЛ производителем алюминия. На заводе работают около 2 400 человек.
Абакан - столица Республики Хакасия
Центр города
Спасо-Преображенский кафедральный собор
Преображенский парк
Железнодорожный вокзал станции Абакан
Международный аэропорт Абакан
500-метровая понтонная переправа через Енисей.
Возводится раз в несколько лет для проведения плановых учений вооруженных сил
Остров Гладкий
Гора Подсуханиха