Её голосом в три октавы восхищались Галина Вишневская и Лучано Паваротти. Эмир Кустурица назвал эту певицу самым невероятным явлением в современной музыке. Девушка с безграничным обаянием и неслучайными татуировками — Пелагея.
Интервью: Анна Горюшкина. Фото: Влад Локтев
C детства Пелагея стала явлением. В восемь её без экзаменов приняли в спецшколу при Новосибирской консерватории. Позже она получила стипендию фонда «Юные дарования Сибири» и «Новые Имена Планеты» при ЮНЕСКО. Её приглашали выступать перед первыми лицами государств, которых девочка из Сибири трогала до глубины души. Жак Ширак назвал её «русской Эдит Пиаф», а Ельцин, прослезившись, — «символом возрождающейся России». Когда‑то мама Пелагеи Светлана Ханова, в прошлом джазовая певица, пыталась уберечь дочь от нелёгкой артистической судьбы. Но разве можно было противиться девочке, которая светится, когда поёт?
Мы встретились с Пелагеей во время её большого тура по стране с новой программой «Вишнёвый сад», выпала двухдневная передышка в Москве. Больше всего Пелагея переживала, что может заболеть — ведь каждое выступление проходит вживую. Поэтому чихающие и кашляющие члены нашей команды надели марлевые маски, отчего съёмочный процесс стал только веселее. И вот певица уже позирует Владу Локтеву, с азартом примеряя новые наряды, восхищаясь украшениями своей подруги, дизайнера Лены Окутовой, и сияя так, как умеет только прекрасная девушка Пелагея — на сцене, в телеэфире и в обычной жизни.
— Пелагея, на проекте «Голос» для многих ты как будто заново открылась. Мы увидели не просто талантливую певицу, а очень стильную, модную, красивую девушку. Что изменилось? У тебя появился новый стилист?
— Я всегда была такой... (Смеётся.) Просто я повзрослела и сейчас нахожусь в таком возрасте и в таком состоянии души и эмоций, что начинаю лучше понимать себя, свою женскую сущность, свои достоинства и принимать недостатки, которые больше не кажутся мне такими катастрофическими, как в подростковом возрасте. А главный мой стилист, как всегда, это я и моя мама, к советам которой я всегда прислушиваюсь. Каждое моё появление в эфире действительно досконально продумывалось, подбиралось, шилось. Перед стартом проекта, когда я поняла, что в основном буду ограничена рамками красного кресла, я совершила набег на московские магазины. А мама своими руками по нашим совместным эскизам создала головные уборы.
— Мама — не только твой родной человек, но и стилист, продюсер, менеджер. Не сложно так плотно работать в команде с близким человеком?
— Нет, не сложно. Я маму очень люблю. Она мой большой друг. У нас никогда не было традиционной конфронтации отцов и детей — мы этой проблемы как‑то избежали, даже в переходном возрасте. Максимум — я пару раз хлопнула дверью, и то потом стыдилась этого. Я всегда восхищалась мамой и, будучи уже взрослым человеком, продолжаю ею восхищаться. Сейчас я на самом деле понимаю, как много она сделала ради меня, и это дорогого стоит. Даже не знаю, если бы я была на её месте, смогла бы я поступить так же, как она? Мне очень повезло, что я её дочка.
— С самого детства тебя замечали, отмечали твои таланты. Ты ощущала себя особенной? Тебе это облегчало или, наоборот, усложняло жизнь?
— Никогда не чувствовала себя особенной. Единственное, что я понимала с самого детства, это что у меня уже есть профессия, голос, ответственность. Я не могла, например, позволить себе пить холодное, рисковать голосом. А то, что я чем‑то отличаюсь от других людей, что я чем‑то лучше — во мне никогда не было этого ощущения, и как раз наоборот — было много комплексов...
— Ответственность для ребёнка — это ещё и необходимость заниматься, когда хочется гулять...
— А мне не хотелось гулять. Я очень любила всё, что делала. Мне было интересно и весело, вокруг всегда были удивительные люди, с которыми мне нравилось общаться. Ещё в детстве я объездила множество стран, городов, получила массу впечатлений. Я не тусовалась во дворе с другими детьми, не пила пиво в подъезде, но мне кажется, я ничего не потеряла, если честно.
— Дети, мне кажется, не особо понимают народную музыку. Помню, когда за столом бабушки‑тётушки начинали петь что‑то народное, я не могла слушать, не понимала, мне казалось это старомодным. В юности у тебя не было внутреннего сопротивления? Не хотелось петь что‑то другое?
— Нет, никогда. Я с самого детства это люблю. Моя генетическая память срабатывает как раз в тот момент, когда я слышу или сама исполняю народные песни. Я узнала этот пласт культуры очень рано. И невозможно было не влюбиться в народную музыку, правда! Она несёт в себе такой мощный энергетический заряд. А так как я человек, у которого «приёмничек» достаточно чувствительно настроен к таким историям, я получаю огромное удовольствие, занимаясь этим материалом. Сейчас я это понимаю и осознаю, а в детстве всё это было по наитию.
— Какая встреча произвела на тебя самое мощное впечатление?
— Я считаю, что все встречи в нашей жизни неслучайны, и каждый человек появлялся для чего‑то, и каждый оставил отпечаток в моей жизни. Но одной из самых мощных встреч всё‑таки было знакомство с Галиной Павловной Вишневской. Она удивительный человек. О ней я буду рассказывать своим детям, внукам, заставлю их прочитать её автобиографию. Это действительно великий человек, так же как и её прекрасный супруг.
Я совсем НЕ ЗУБАСТАЯ и считаю, что люди должны быть открыты друг другу, жить без камня за пазухой. НЕ ВСЕГДА ВОКРУГ друзья, но я никак не могу к этому привыкнуть, поэтому иногда НАСТУПАЮ на всё те же грабли под названием «хотите, я вам поверю».
— В 1999 году Галина Вишневская назвала тебя будущим мировой оперной сцены…
— Если я буду заниматься оперной музыкой. А я ею не начала заниматься, к сожалению или к счастью, но я так решила. Я могу спеть кусочек из арии в контексте своего выбранного направления, но заниматься классической музыкой — это как заниматься балетом, этому нужно посвятить жизнь. Я свою жизнь посвятила другому, и мне здесь интересно, хорошо.
— Ты производишь впечатление человека очень открытого, позитивного, солнечного. Но считается, что в шоу‑бизнесе исполнитель должен быть «с кулаками» — жёсткая конкуренция, пробиться сложно даже таланту.
— К сожалению, я совсем не зубастая, поэтому мне иногда достаётся. Я так воспитана и считаю, что все должны быть открыты друг другу, жить без камня за пазухой. Не всегда вокруг друзья, но я никак не могу к этому привыкнуть, поэтому иногда наступаю на всё те же грабли под названием «хотите, я вам поверю».
— Неужели у тебя не выработалось никакого механизма защиты?
— Не выработалось. Я разговаривала об этом с психологом, и она мне объяснила, что на самом деле я считаю, что моя открытость — это единственно правильное отношение к жизни. И пока я не хочу ничего менять. Это мой выбор.
— Зато от тебя заряжаешься энергией…
— Ой, как приятно! Значит, в моей открытости есть свои плюсы. Я, кстати, в жизни дружу с такими же людьми. Они у меня все хорошие. И таких людей много. Просто некоторые стесняются показывать, что они хорошие.
— Ведя переговоры о фотосессии, нам сложно было найти день в твоём графике. География твоих концертов огромна. Выступлением на какой площадке ты особенно гордишься?
— Безусловно, я российская артистка, поэтому большая часть нашего гастрольного графика проходит на территории нашей страны. И такие выступления для меня очень важны. Но мы выступаем и за пределами страны. Например, я пела на сцене Альберт Холла в Лондоне, думаю, этим вполне можно гордиться…
— А как часто удаётся бывать в родном Новосибирске?
— В Новосибирск я езжу в лучшем случае раз в год на два дня. Но у меня там столько друзей! Потому что все новосибирцы — мои родные люди, сибиряки… Сибиряки отличаются от всех других людей. Мы особенные. Кому‑то может показаться, что мы более жёсткие, зато сибиряки меньше врут. Как‑то у нас всё искренне происходит. И мне это очень импонирует. Я очень горжусь тем, что я из Сибири.
— Какие занятия приносят тебе удовольствие помимо профессии?
— Чтение, танцы … Я так много чего люблю: готовить и гонять на автомобиле, кататься на сноуборде и смотреть на океан. Я очень люблю получать сильные впечатления от жизни, особенно эстетические. Люблю ходить на крутые фильмы в кино, в музеи, на концерты. Я очень жадная до впечатлений.
— Что тебя больше всего расстраивает в современном мире?
— Глобальное равнодушие: к другим, к себе, к своей жизни, к духовному росту — и это очень печально. С другой стороны, я вижу огромное количество людей, которые наоборот стараются задумываться о своём развитии, о том, что происходит с их душой, сердцем — чтобы не просто так существовать, а чтобы их жизнь приносила пользу и радость окружающим людям. Может быть, я в достаточно романтическом образе пребываю всю свою жизнь, но мне кажется, что только так мы можем изменить всё к лучшему. И моя практика показывает, что когда ты к миру развёрнут лицом и открыт, в большинстве случаев мир к тебе поворачивается этой же стороной, а не наоборот.
— Как восполняешь затраченную энергию?
— Я стараюсь как можно больше времени проводить в одиночестве — так я аккумулирую внутреннюю энергию. Я очень люблю это состояние, и мне с собой совершенно не скучно.
— Что тебя сейчас больше всего увлекает — в работе или вне работы?
— У нас новая программа «Вишнёвый сад», в которой мне очень комфортно существовать. У нас очень много гастролей, и я действительно жду каждого выступления, чтобы снова и снова окунуться в эту атмосферу. И я очень хочу, чтобы альбом, который мы в ближайшее время будем писать, получился таким же осознанным, атмосферным, со своей драматургией, как и живые выступления.
— Ты когда‑нибудь бываешь в караоке? Какой эффект имеет твоё выступление?
— Недавно как раз была (Смеётся.). Но это исключение скорее. Мой прекрасный друг фотограф Владимир Широков буквально затащил меня в караоке. Он вдруг ни с того ни с сего запел, и ему нужно было поделиться своими творческими экзерсисами. Сначала я слушала Широкова, потом мы стали петь вместе — было очень мило. Напелись так, что я теперь долго не пойду в караоке.
— Если бы ты не пела, чем бы могла заниматься?
— Сложно сказать, потому что я всегда пела. Одно я знаю точно: я искала бы в себе зарытый талант, потому что талант определённо есть в каждом человеке.
Мало кто знает, что режиссёр Тим Бёртон ещё и отлично рисует. Его скетчи нередко соревнуются в мрачности с его же фильмами, но рисункам не занимать яркости образов и узнаваемости персонажей.
Новый фильм Скорсезе «Волк с Уолл‑стрит» стартует в прокате на следующей неделе и, возможно, наконец принесёт Леонардо ДиКаприо заветный «Оскар». Вот как создавались визуальные эффекты для киноновинки.